Глава IV. Сотрудничество с Полем Элюаром. Кантата «Засуха». Органный концерт (продолжение)
Глава №54 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюКантата «Засуха» (1937) для смешанного хора и оркестра написана на слова Эдуарда Джеймса (В предисловии к советскому изданию кантаты «Лик человеческий» (Л., 1965) автором стихов «Засухи» ошибочно назван Поль Элюар.). Четыре части кантаты — «Саранча», «Покинутая деревня», «Обманчивое будущее», «Скелет моря» — рисуют стихийное бедствие, постигшее людей. Некогда плодородная долина опустошена, она стала пристанищем и царством саранчи. Опустевшие, жаждущие склоны долины политы лишь слезами ушедших людей. Властная рука засухи стерла следы человеческого жилья, ее дух носится над безмолвной землей, иссушенной, как пустая раковина.
Текст поэмы местами натуралистичен, намеренно используются сравнения и эпитеты, вызывающие у читателя отталкивающее впечатление:
Прах царствует в этом королевстве...
Ржа покрыла человеческие следы,
Следы виноградников, запах ветра,
Свет умер в ристалищах...
Это деревня без источников, без жителей...
Ущелье, покрытое засохшими водорослями,
Как смердящими волосами...
Ужасное владычество,
Повергнутое и развращенное...
Видны лишь почерневшие тусклые лишаи
И мшистые сплетения корневищ...
Образы поэмы символичны, их нельзя принимать прямолинейно. Дата создания кантаты — 1937 год — невольно заставляет вспомнить потрясшие мир испанские события, трагедию которых Пикассо запечатлел в картине «Герника». Образ всепожирающей Саранчи, злобный вихрь Засухи, оставляющий за собой мертвое пространство, настойчиво перекликаются с пришедшими в движение темными силами гитлеризма. И хотя Пуленк не оставил своих замечаний по поводу сюжета «Засухи», музыка подтверждает эту мысль.
Полная драматического пафоса, доведенного порой до трагических кульминаций, не свойственных раннему творческому периоду Пуленка, музыка кантаты оставляет глубокое и сильное впечатление.