Глава IV. Сотрудничество с Полем Элюаром. Кантата «Засуха». Органный концерт (продолжение)
Глава №53 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюСреди номеров сюиты выделяется мелодичностью и напевностью прелестная трогательная мелодия Комплента, написанная в миноре с натуральной VII -ступенью. Словно любуясь ею, Пуленк первое проведение, «зачин» песни излагает одноголосно:
<нотный пример № 25>
Музыка сюиты проста и непритязательна, структура мелодий квадратная с четким делением по восемь и по четыре такта. Развитие в основном вариационное (неизменный верхний мелодический голос, частые повторы композитор разукрашивает разнообразными гармоническими красками, не избегая и резких диссонантных созвучий:
<нотный пример № 26>
Как уже говорилось, последний аккорд Пуленк любит расцвечивать дополнительными тонами, вводя в трезвучную структуру аккорда секунду, септиму, иногда и два побочных тона:
<нотный пример № 27>
«Французская сюита» (по Клоду Жервезу) являет собой пример неоклассического, стилизаторского произведения, поскольку первоначально музыка была написана к спектаклю «Королева Марго» и композитор использовал мелодии танцев, бытовавших в ту эпоху (XVI век). Эту сюиту Альфред Корто в книге о французской фортепианной музыке характеризует как произведение, место которого «между искусством, подчиненным требованиям нашего времени, и отголосками далекой традиции».
Следующим, 1936 годом помечено хоровое сочинение композитора, написанное для Лионского хора, — «Семь песен». Пять из них — на стихи Элюара, в двух других использованы тексты Аполлинера. Анри Соге дал следующую оценку этому сочинению: «Полный успех, четкая индивидуальность, которая объединяет веселую легкость с меланхолической нежностью, улыбку смешивает со вздохом. Франсис Пуленк показал себя наследником Жанекена и Равеля, не расточительным наследником, а знающим, что в области гармонии нужно умножать это наследство и дать ему в будущем возможность расти» (J. Roу. Francis Poulenc, p. 45.).