Глава IV. Сотрудничество с Полем Элюаром. Кантата «Засуха». Органный концерт (продолжение)
Глава №52 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюВ 1935 году написана музыка к пьесе Э. Бурде «Королева Марго». Эта музыка, основанная на французских танцах XVI века и оркестрованная для маленького ансамбля девяти духовых, барабана и клавесина, получила широкую известность в переложении для фортепиано под названием «Французской сюиты» (по Клоду Жервезу). Клод Жервез, французский музыкант, жил в Париже примерно в пятидесятых годах XVI столетия (точные даты жизни Жервеза неизвестны). Им опубликовано около сорока народных мелодий в трех- и четырехголосных вариантах, а также сборник танцев, где в наибольшем числе представлены бранли и двойные танцы павана-гайярд. Этот сборник, переизданный в 1908 году, характеризует Клода Жервеза как опытного художника-аранжировщика.
Большинство танцев, заимствованных Пуленком из сборника Клода Жервеза, были распространены во Франции в XVI—XVII веках и дошли до нашего времени как примеры старинной музыки. В сюиту входит семь номеров — Бургонский бранль, Павана, Маленький военный марш, Комплент, Шампанский бранль, Сицилиана и Карийон.
Бранль — французский танец XVI—XVII веков. Различали четыре разновидности бранля: двойной, простой, бургонский (двухдольные ) и веселый (трехдольный). К XVIII веку танец утрачивает бытовое значение, слово «бранль» становится синонимом слова «рондо».
Сицилиана бытовала в начале XVI столетия, ее родина Италия. Чаще всего встречаются сицилианы на 6/8, 9/8, это неторопливый танец в сельском пасторальном духе. С севера Италии была завезена и павана, ставшая придворным танцем в XVI веке.
В окружение танцев попала одна песенная мелодия — Комплент — куплетная песня трагического содержания (в старинных комплентах часто описывалась гибель героев). Слово «карийон» имеет несколько значений. Им обозначают музыкальный инструмент, состоящий из набора больших и малых колоколов, ударный инструмент в оркестре, куранты и музыкальную пьесу, имитирующую колокольный перезвон.
Французская сюита Пуленка, построенная по принципу чередования быстрых и медленных номеров, выдержана в круге тональностей, родственных F-dur: C-dur, B-dur, g-moll, d-moll. Старинные мелодии затрагивают различные лады, часто меняются устои мелодической линии, смещаются ее опоры. Такова тема Бургонского бранля, где опора в начале g, а в конце с; в четырехтакте Шампанского бранля устой также сменяется:
<нотный пример № 24>