Глава IV. Сотрудничество с Полем Элюаром. Кантата «Засуха». Органный концерт (продолжение)
Глава №51 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюПуленк и в песенном сборнике не смог обойтись без хорового звучания, включив в него прелестный четырехголосный хорал, где три голоса ведет фортепиано, а верхний, мелодический — певец:
<нотный пример № 22>
Интересен подход композитора к вокальной партии — он не ограничивает себя каким-либо одним видом построения линии голоса, декламационной или распевно-мелодической. И та и другая форма построения музыкальной фразы в равной степени привлекает художника. Некоторые песни целиком выдержаны в одном плане: «Фургон» — в речитативно-декламационном, «Чахлая трава» — в напевно-мелодическом; в других песнях сочетаются оба принципа, как, напри мер, в восьмой, где в середине декламационной песни появляется распевный эпизод.
Роль фортепианного сопровождения в цикле настолько велика, что вырастающий в самостоятельную партию фортепианный аккомпанемент конкурирует с солистом-певцом. Критически оценивая свои фортепианные произведения, Пуленк по-иному отзывается об аккомпанементах к вокальным сочинениям: «Если у меня и есть оригинальные мысли и интересные находки в фортепианной музыке, так это в аккомпанементе. В нем я могу выразить чувства и значение стиха» («Musical America», 1959, No 3.). Эти слова композитора к тому же еще раз подчеркивают, какое громадное значение придавал он поэтическому слову. Сборник, демонстрирующий мастерство Пуленка — пианиста и вокалиста, видимо, можно назвать сочинением не для голоса с сопровождением фортепиано, а дуэтом певца и пианиста.
Особое внимание Пуленк всегда проявляет к заключительному аккорду. Последний аккорд, почти всегда удостаивается специальной авторской ремарки. Пуленк точно указывает, как его надлежит исполнять, — очень сухо, без педали, оставить вибрировать, срывая, и т. д. Как опытный художник последним мазком придает полотну законченность, так и Пуленк заключительным аккордом вносит какую-то особую прелесть в свои песни. Излюбленный прием музыканта — присоединить к тоническому созвучию легкой каплей звук септимы, или иные побочные тоны:
<нотный пример № 23>
Слушая эти песни, трудно сказать, что было исходным пунктом, — то ли стихи написаны к музыке, то ли музыка к стихам,— до того близки музыкальный и поэтический тексты. Лучше всего об этом сказал после первого исполнения цикла сам Поль Элюар, посвятивший Пуленку несколько стихотворных строчек.
Я не умел прислушаться к себе, Франсис, —
Спасибо, Франсис, отныне я слышу свой голос.
На лучезарных дорогах,
Среди беспредельных просторов,
Тонущих в море солнца,
Нет пристанища ночи —
Мы бредим о необъятном, Франсис,
Словно дети в извечной игре,
В мерцающей звездной стране,
В постоянной обители юности.
(Перевод А. Гурштейна)