Глава IV. Сотрудничество с Полем Элюаром. Кантата «Засуха». Органный концерт (продолжение)
Глава №50 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюКомпозитор, который лишь в трех песнях выставил ключевые знаки, только в одной (No 6) сохранил единую тональность е-Е-е; в большинстве же других номеров цикла происходит быстрая смена тональностей (No 2 — g-a-C-a-g; No 5 — d дорийский — b миксолидийокий — B-g); встречаются переменные лады — на протяжении четырех тактов начала третьей песни мелодия имеет три опоры a-e-F:
<нотный пример № 20>
Наряду с мелодиями хроматического типа («Счастливый день») встречаются диатонические мотивы, близкие славянским.
Нередко одна и та же тональность показывается музыкантом исчерпывающе, с разных сторон, — таково, к примеру, начало «Счастливого дня», где первые два такта звучат в лидийском С, а далее происходит оминоривание лада с постепенным включением бемолей — пониженных VI, III, затем VII и II ступеней.
Наличие двух-трех опор в мелодических построениях Пуленка, их диатонизм, частое использование натуральных ладов говорят об оригинальности ладогармонического письма, в котором горизонтальная линия имеет такое же важное значение, как и вертикальная.
Превосходно выполнен конец третьей песни. Начатая в a-moll, в темных тонах, она заканчивается неожиданно светло — краску придает внезапно появившаяся мажорная терция cis. Эффект этот усиливается благодаря тому, что этот звук до последнего момента звучал лишь дважды.
Говоря о гармоническом языке автора, необходимо коснуться четвертой песни цикла («Фургон, крытый черепицей»), предельно глубокой и впечатляющей. Драматическая декламация на фоне вязких и ползучих диссонирующих аккордов восходит к речитативам Мусоргского, одного из самых любимых композиторов Пуленка. Крошечная пьеска, всего в девять тактов, выглядит как каменная глыба — необычайны гармонические краски, применяемые Пуленком. Хроматически нисходящие аккорды (первые два такта) и двигающиеся навстречу друг другу огромные со-звучия громоздятся словно суровые скалы:
<нотный пример № 21>