Глава IV. Сотрудничество с Полем Элюаром. Кантата «Засуха». Органный концерт (продолжение)
Глава №47 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюПосле концерта, где Бернак исполнял «Озорнее песни» Пуленка, музыканты на долгое время потеряли друг друга из виду. Они встретились снова в августе 1934 года в Зальцбурге, когда им было предложено выступить на вечере памяти Дебюсси, в котором также принимал участие оркестр Моцартеум под управлением Караяна, а в садах Мирабель, под открытым небом, Серж Лифарь танцевал «Послеполуденный отдых фавна». Пуленк с Бернаком исполнили песни Дебюсси.
За этим концертом последовал ряд других. Певец и композитор много работали над произведениями Шабрие, Дебюсси, Равеля. Бернак явился первым исполнителем и «Пяти песен» на стихи Элюара (Пуленк впервые обратился к творчеству этого поэта в 1935 году).
Сотрудничество с Бернаком оказалось очень важным для композитора. «Аккомпанируя Бернаку песни Шуберта, Шумана, Форе, Дебюсси и Равеля, я понял, в чем заключается мастерство мелодиста», — заявляет Пуленк. С другой стороны, Бернак требовал воплощения своей вокальной концепции, глубокой и лиричной, существенно связанной с поэзией Элюара. Беседуя со своим другом, критиком Стефаном Оделем, Пуленк сказал как-то: «Три заметные встречи сыграли значительную роль в моей карьере и особенно сильно повлияли на мое искусство — Ванда Ландовская, Пьер Бернак и Поль Элюар» (F. Роulenc. Moi et mes amis, p.55). Современники, слышавшие концерты-дуэты Пуленк — Бернак, отзываются о них с большой теплотой, оценивая силы обоих исполнителей как равные. Великолепное мастерство художников сохраняло индивидуальность каждого из них. Бернак обладал широкими возможностями, в его репертуаре находили отражение многие стили, он с равным успехом пел Шуберта и Шумана, Форе и Дебюсси, Равеля и Пуленка.
Познакомившись с поэзией Поля Элюара еще в 1916 году, Пуленк решился обратиться к ней только спустя двадцать лет. Он любил повторять, что долгие годы искал ключ к стихам Элюара, довольно сложным для неискушенного читателя. Некоторое время его считали поэтом только для избранных. Жизнь полностью опровергла это утверждение. В годы войны участники Сопротивления, жители оккупированной зоны, солдаты на фронте переписывали друг у друга и выучивали наизусть пламенные строчки стихов неизвестного автора. Под чужим именем (Элюар не мог подписать своего имени, так как вел напряженную подпольную работу в отрядах Сопротивления) тайно распространяли стихотворения поэта-борца.