Глава IV. Сотрудничество с Полем Элюаром. Кантата «Засуха». Органный концерт (продолжение)
Глава №46 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюКомпозиторы бывшей «Шестерки» участвуют в коллективных сочинениях — такова музыка к спектаклям: «14 июля» (1936) по исторической хронике Р. Роллана и «Свобода» (постановка 1937 года во время Всемирной выставки в Париже). Франсис Пуленк не вступил в коммунистическую партию, как Дюрей и Арагон, он не стал активным членом Национальной музыкальной федерации, как Кёклен и Онеггер, но по его музыке можно судить о бескомпромиссном отношении композитора к событиям второй половины тридцатых годов. В это время наиболее ярко проявляется многогранность композитора. Он сочиняет драматические произведения «Засуха» и Концерт для органа; в Париже издается замечательный лирический вокальный цикл Пуленка на слова Элюара «И день, и ночь», Французская сюита (по Клоду Жервезу). Помимо таких сугубо светских произведений, Пуленк пишет ряд сочинений духовной тематики: «Литании к Черной Рокамадурской богоматери» (Литания — просительная молитва, читаемая во время торжественных религиозных процессий в католической, а также и в протестантской церкви (в дни покаяний); фигура Рокамадурской богоматери вырезана из черного дерева — отсюда и название произведения «Литании к Черной Рокамадурской богоматери».), Мессу G-dur, мотеты.
Беседуя с Клодом Ростаном, Пуленк подчеркивал: «У меня светское и церковное располагается рядом». Такое сочетание нередко встречалось в те годы не только у Пуленка. Онеггер, наряду с музыкой к спектаклям «14 июля» и «Свобода», пишет «Жанну д'Арк на костре» и «Пляску смерти» на текст Клоделя; Мийо параллельно с «Провансальской сюитой» — «Христофора Колумба» на либретто Клоделя, оперу с некоторым налетом мистики.
Известно, что крупнейшие композиторы прошлого, обращаясь к традиционным культовым текстам, нередко выражали в своей музыке глубину человеческих чувств, обобщающую силу гуманистических идей. Мы с одинаковым волнением слушаем и светскую и духовную музыку композиторов: «Дон-Жуана» и Реквием Моцарта; светские кантаты Баха и его Мессу h-moll; «Алеко» и «Всенощную» Рахманинова; «Фальстафа» и Реквием Верди. По-настоящему талантливый композитор и в духовное и в светское произведение вкладывает одинаковую долю труда и мастерства, и часто лишь текст показывает принадлежность данного сочинения к тому или иному музыкальному жанру. Мы не вправе обходить молчанием произведения духовного характера еще и потому, что часто в них выражаются не только клерикальные идеи; подчас в сознании художника они переплетаются с его философскими размышлениями и в таком сложном виде оказываются отражением внутреннего мира композитора. Подчас, может быть и невольно, в произведениях подобного рода проявляется замаскированный протест против бесчеловечных ужасов мировых войн, против несправедливости.
Так, наряду с идеями Народного фронта, некоторые французские художники поднимают в своих произведениях вопросы общечеловеческого, гуманистического плана, воплощая свои замыслы в духовных кантатах, мессах, мотетах и других произведениях религиозного содержания. И если в 1936—1937 годы Пуленк пишет «Литании» и Мессу, то это не мешает ему в 1943 году в оккупированном Париже создать гимн свободе — кантату «Лик человеческий» на стихи Поля Элюара.