Глава IV. Сотрудничество с Полем Элюаром. Кантата «Засуха». Органный концерт (продолжение)
Глава №48 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюПоль Элюар начинал писать в бурную эпоху первой мировой войны. Тогда он входил в группировку сюрреалистов, возглавляемую Андре Бретоном, и считался среди них самым талантливым. «Сюрреализм был для него стремлением утвердить место поэзии в жизни, помочь смене реальности буржуазного общества иной, более справедливой и более достойной человека» (И. Эренбург. Французские тетради, стр. 202.). После того как разразилась испанская трагедия, Элюар понял, что борьбу нужно вести другими методами: отойдя от группы Бретона, он стал членом Французской коммунистической партии.
Принимая толкование сюрреалистами иррациональности творческого процесса, Элюар не считал это только философской программой; в своей поэзии он во многом руководствовался поэтическим чутьем. Отказавшись от столь обычных правил стихосложения — размеров, рифм, ассонансов и даже знаков препинания, Элюар лишил свои произведения внешних черт стиха. Похожие на прозу при беглом просмотре, они «держатся на ритме и на загадочном сплетении слов» (И. Эренбург. Французские тетради, стр. 198.).
В 1936 году Элюар заявил, что наступило время, когда каждый поэт должен как можно глубже вникнуть в общественную и политическую жизнь. Творчество Элюара с самых первых его выступлений в печати в 1918 году, когда появились «Поэмы мира», в которых он писал о возвращении солдат с фронта, до пятидесятых годов (книга «Феникс») всегда тесно переплеталось с жизнью Франции.
Трудная, казалось бы, для понимания поэзия Элюара в годы войны открылась многим. Поэзия Элюара, оставаясь «немногословной, тонкой, как будто сотканной из кажущихся невесомыми, прозрачными, светлыми образов и звучных слов, в то же время приобретает особую ясность и точность мысли. Элемент абстрактности и символичности подвергался полному переосмыслению и в преображенном виде абстрагированность и символическое значение образов стали средством конкретного выражения обобщенных мыслей... При сохранении необычайной гибкости ритм выражен резче, появилась тенденция соблюдать единство размера в группе стихов одного стихотворения, использовать в вольной интерпретации ритмы традиционного стихосложения, даже античной строфики. Это укрепляло цельность стихотворений Элюара, их композиционное единство, придавало афористическую заостренность главной мысли» (История французской литературы, т. IV, стр. 437.).
Поднимая свой голос во имя Освобождения, Элюар писал в книге «Поэзия и правда», тайно выпущенной в 1942 году: «Я родился, чтобы узнать тебя, чтобы назвать тебя, Свобода». Это стихотворение поэта, озаглавленное «Свобода», уже через несколько месяцев после нелегального издания книги звучало на устах миллионов французов.