Глава III. Балеты «Лани» и «Утренняя серенада». Камерно-инструментальное творчество (продолжение)
Глава №43 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюШесть частей «Маскарада» (Прелюдия й «Бравурная ария»; Интермедия; «Мальвина»; Багатель; «Слепая дама»; Финал.) построены на чередовании вокальных и оркестровых номеров. В качестве интерлюдий использованы оркестровые части — Прелюдия, Интермедия, Багатель и Финал. Оркестровый номера разрабатывают в вариационном плане тематический материал Прелюдии, который проникает также и в вокальные части («Бравурная ария», «Слепая дама»).
Пестрая галерея образов проходит перед слушателем кантаты, несколько напоминающей по построению «Картинки с выставки» Мусоргского, где разноликие пьесы прослоены одной видоизменяющейся темой прогулки. На память приходят ярмарочное гулянье и балаган, цирк или маленький бродячий театрик. Призывные звуки фанфар, стремительный галоп и медленно-печальное танго, стилизация старинных жанров токкаты и пасторали, виртуозной импровизации и багатели — все это неистовым мельканием проносится в оркестровых ритурнелях, сопровождающих карнавал масок.
Кантата чрезвычайно ярко раскрывает мастерство музыканта-портретиста. Пуленк проявляет здесь талант пародиста, блещет иронией, продолжая линию равелевских «Естественных историй» и «Испанского часа». Но, взяв за основу обрисовки характеров своих героев шарж, гротеск и иронию, Пуленк не ограничивается только такими средствами. Среди страниц «Бал-маскарада» встречаются моменты лирического обаяния, восторга, упоения («Мальвина», «Слепая дама»).
Если инструментальные части «Маскарада» калейдоскопичны, составлены из мелких кусочков (преимущественно рондообразные или вариационные формы), то вокальные номера гораздо более целостны (куплетные или развивающие формы), создают яркий, запоминающийся образ. Для этого композитор пользуется самыми разнообразными приемами: скороговорка и вычленение отдельных слогов в Арии («финэ, финэ, финэ, финэ»; «шинэ, шинэ, шинэ, шинэ»; «зон, зон, зон» и др.); чередует разговор с ариозными мелодиями в «Мальвине»; зловещий шепот слышится в окончании «Слепой дамы»; скороговорка с постепенным ускорением и фальцетные выкрики в Финале.
В целом эта музыка представляется захватывающим весельем парадом масок, она пронизана чувством иронии и пародии. По словам композитора, «это атмосфера пригорода, которая мне дорога... атмосфера лубочной картинки...» (J. Roy. Francis Poulenc, p. 128.). Первое исполнение кантаты состоялось в Йере 20 апреля 1932 года под управлением Роже де Сермье; партию фортепиано исполнял автор.