Глава III. Балеты «Лани» и «Утренняя серенада». Камерно-инструментальное творчество (окончание)
Глава №44 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюВ том же году Франсис Пуленк получил заказ от княгини Полиньяк, на этот раз она просила его написать концерт для двух фортепиано и оркестра. Меньше чем за три месяца композитор закончил сочинение, и 5 сентября 1932 года концерт был впервые исполнен на международном фестивале в Венеции. Пуленк играл его вместе со своим другом детства пианистом Жаком Феврие, дирижировал оркестром Дезире Дефо.
Наиболее удачной частью цикла является Аллегро. Его форма, сложная трехчастная (с сокращенной репризой и кодой), не содержит конфликтного развития и особого динамического нагнетания. Импульсивное вступление, стремительный бег пассажей прерываются короткими темами-попевками, которые моментами напоминают мелодии и ритмы Стравинского:
<нотный пример № 16>
Основная тональность d-moll, затронутая во вступлении, исчезает, уступая место кругу доминантовых тональностей.
Головокружительное вихревое движение резко обрывается — звучит лирический эпизод. Тональность as-moll подчеркивает трепетное и прозрачное звучание музыки, напоминающей глинкинский романс «Сомнение»:
<нотный пример № 17>
С внезапным ударом тарелок врывается жизнерадостная музыка репризы. Она сильно сокращена, темы, не отличавшиеся и в своем первоначальном изложении большим контрастом, сближаются еще больше и даже совмещаются. Кода близка по настроению серединному эпизоду, в ней ощущается влияние импрессионистской музыки — еле слышная мелодия звучит на воздушном зыбком фоне (гармония повторяет вступление). Заканчивается Аллегро типичным пуленковским приемом, мягким форшлагом-усмешкой.
Ларгетто уводит слушателя в мир образов XVIII века. Открывается оно непритязательной спокойной темой моцартовского типа. Второе проведение ее завершает прелестная лирическая мелодия. Реприза простой трехчастной формы не вносит каких-либо существенных изменений:
<нотный пример № 18>
Крайние разделы формы обрамляют среднюю часть, которая, отличаясь некоторой сентиментальной возвышенностью, вполне могла бы подойти для любовного лирического балетного дуэта.
Финал концерта гораздо слабее двух предыдущих частей; он повторяет элементы тем и ритмов Аллегро и Ларгетто. Музыку концерта нельзя назвать серьезной, она не претендует на особенную глубину и содержательность, является в какой-то мере пародией на жанр инструментального концерта. Но тем не менее, как и большинство произведений Пуленка этого периода, концерт привлекает превосходными лирическими моментами, такими, как заключение первой темы Ларгетто и средняя часть Аллегро; в этой музыке проявляются неотъемлемые качества композитора — присущий Пуленку динамизм, непоседливое мальчишество, бьющая ключом напористость, ирония.