Глава III. Балеты «Лани» и «Утренняя серенада». Камерно-инструментальное творчество (продолжение)
Глава №42 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюПоэзией Макса Жакоба навеяна также светская кантата «Бал-маскарад» для баритона (или меццо) и камерного оркестра, написанная для Анны де Ноай к спектаклю-концерту в театре Йера (Йеp (Hyeres) — город на юге Франции, неподалеку от Тулона.). Пуленк долгое время восхищался каламбурами поэта, его причудливой, но привлекательной экстравагантностью и воспользовался теперь стихами Жакоба, опубликованными в сборнике «Центральная лаборатория».
«Стихи очень верно отвечали моей цели: заставить смеяться публику одними только глазами... Я уже написал тогда «Утреннюю серенаду» для этих меценатов, но если раньше мне хотелось взволновать музыкой, то теперь моей целью было только развеселить гостей. В Йере, где Ноай имели дом, Бюшоэль, Джа-кометти, Маркевич, Берар, Орик, Набоков, Соге и я — все мы показывали свое мастерство. Соге написал очень удачную кантату «La voyante» для меццо и камерного оркестра и предупредил меня, что настроение его произведения поэтическое. Я пообещал кантату в стиле «буфф». «Бал-маскарад», по-моему, своего рода карнавал в Ножан, с портретами нескольких замеченных мною в детстве монстров на берегу Марны». — Заставить смеяться только глазами — этот девиз Пуленка побуждает вспомнить другого музыканта — Оффенбаха, «трагическое чувство и меланхолия которого скрыты только от невнимательных» (J. Roy. Francis Poulenc, p. 41.).
Первая кантата Франсиса Пуленка, как и кантаты Дариуса Мийо, открыла дорогу многим подобным произведениям, помогла восстановить этот жанр в своих правах. Начиная с XIX века кантаты появлялись главным образом на конкурсах Римской премии, а Пуленк, который никогда не претендовал на таковую, доказал жизненность светской кантаты, противопоставив сухим академическим образцам живой и веселый язык «Бал-маскарада».
Персонажи «Маскарада» взяты из жизни. Мальвина — молоденькая девчонка, пришедшая на бал с тайной надеждой найти кавалера. Беседуя о философии Ницше, она с нетерпением поджидает, чтобы кто-нибудь подошел к ней. Слепая дама — старая женщина, которая все дни проводит сидя на ступеньке дома. Образ такой затерянной, никому не нужной женщины снова привлечет внимание Пуленка в последний период его жизни; в 1961 году он напишет на текст Жана Кокто монолог для сопрано и оркестра «Дама из Монте-Карло».