Глава III. Балеты «Лани» и «Утренняя серенада». Камерно-инструментальное творчество (продолжение)
Глава №41 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержанию«Кладбище» — вторая песня цикла — является полной противоположностью первой: простая, проникновенная песенная мелодия следует за текстом, который есть не что иное, как стилизация старинных французских песен (например, такой, как «У отца зеленая яблоня»):
<нотный пример № 15>
В средней части песни (она написана в простой трехчастной форме) происходит смена характера мелодической линии, превращающейся теперь в речитатив. После As-dur звучит C-dur, затем b-moll, музыка омрачается «колокольными» похоронными звонами в аккомпанементе. Реприза возвращает первоначальную тему и тональность.
Третья песня посредством настойчивого повторения одной мелодической фигуры или аккордового звена передает монотонное бормотание — вечернюю молитву маленькой служанки, похожую скорее на заклинание, чем на просьбу. Эта сатирическая картинка, пародия на молитву, в которой девчонка молит избавить ее от «прыщей, чумы, проказы», отогнать дьявола, заканчивается ребяческими и в то же время печальными словами: «Господи, сделай так, чтобы я поскорее выросла, и дай мне хорошего мужа, который не был бы слишком горьким пьяницей и чтобы он не бил меня каждый вечер».
По поводу четвертой песни Пуленк писал, что «Здесь все шиворот-навыворот: отец на мессе, мать в кабаре, а в колыбельной — ритм вальса» (Н. Нell. Francis Poulenc, p. 66.). Действительно, парадоксальный случай — колыбельная написана в духе чувствительного вальса с мелодраматическими кульминациями; стихи рисуют образ грубоватой няньки, которая играет в кости и одновременно качает люльку.
Последняя песня цикла «Сурик и Мурик», начинающаяся детской считалочкой, заканчивается поэтическим описанием летней ночи. «Как здесь не вспомнить «Бронзовую статую» — музыку Эрика Сати на стихи Леона Поля Фарга? Пуленк как-то сказал Стефану Оделю, что «в этих страницах ощущается сильнейшее влияние стиля Сати» (J. Roy. Francis Poulenc, p. 39.).