Глава III. Балеты «Лани» и «Утренняя серенада». Камерно-инструментальное творчество (продолжение)
Глава №38 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюМузыка всего балета сравнительно спокойна, несколько особняком в ней стоит эпизод Аллегро с авторской ремаркой «яростное». Тонально неустойчивое, с гармонической опорой на аккорд из четырех соседних полутонов (f, ges, g, as), с темой, состоящей из коротких повторяющихся мотивов, разорванных паузами, как речь негодующего человека, который выплескивает на собеседника целый поток восклицаний, — Аллегро звучит жестко, в нем слышится и отчаяние и ярость Дианы от сознания собственного бессилия.
Заканчивается Аллегро аккордом F-dur с двумя побочными тонами — низкой VII и II ступенями — на звучности ff, который словно переливается в тихие аккорды doloroso, открывающие Заключение. Диана, покорная воле Зевса, больше не бунтует — вечно юная и прекрасная, удаляется она в чащу леса.
Пуленк глубоко сочувствует героине — музыка балета, как и большинство произведений композитора, пронизана теплотой, сердечностью и чисто человеческим сочувствием. Тема этого произведения тесно соприкасается с сюжетами бесчисленных народных сказаний о неземных существах, тщетно пытающихся пережить человеческие страдания и наслаждения, перейти в земную жизнь. Композитор назвал свой хореографический концерт «Aubade», что в переводе с французского означает прощальная песнь, утренняя серенада. Пуленк употребил здесь это слово в переносном смысле — он поведал людям о горечи разлуки, о прощании Дианы с миром людей, с миром человеческих радостей и горестей.
Балет-дивертисмент Франсиса Пуленка «Утренняя серенада» продолжает, как и «Сельский концерт», традиции старых французских мастеров, в частности развивает линию балетов Рамо.