Глава III. Балеты «Лани» и «Утренняя серенада». Камерно-инструментальное творчество (продолжение)
Глава №39 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюСмерть ближайшего друга музыканта — Раймонды Линосье, «духовного гида» юности Франсиса Пуленка, побудила его к написанию «Эпитафии» (надгробное слово) на стихи Малерба. «Я намеревался написать ее в стиле архитектуры Людовика XIII, без напыщенности в пении, так как Раймонда Линосье ненавидела какую-либо вычурность» (См. J. Roy. Francis Poulenc, p. 38.). Вслед за «Эпитафией» в 1931 году появились «Три песни» и «Четыре песни» на стихи Аполлинера (тексты первого цикла были подписаны вымышленным именем Луизы Лаланн), «Пять песен» на слова Макса Жакоба.
Макс Жакоб принадлежит к числу наиболее любимых Пуленком поэтов, к которым относятся Аполлинер, Элюар и Кокто. Это один из наиболее оригинальных мастеров слова нашего времени, поэт, малоизвестный в Советском Союзе. Влияние его обнаруживается в стихах Жана Кокто, Жака Превера, Мориса Фомбера. Так же как и Аполлинер, Жакоб не ограничивался поэтическим творчеством; он выступал и с теоретическими положениями, многие из которых были подхвачены сюрреалистами. Поиски художника переходили от одной крайности к другой. В его произведениях сочетаются искренность и искусственность, обыденность и полет фантазии; в некоторых произведениях он смешивает и стихи, и прозу. Иногда читать Жакоба просто, иногда очень трудно. Нередко он строит стихи на аллитерациях и каламбурах или просто на случайных словосочетаниях; обращается то к крестьянину, то к ангелам, то к демону.
Эренбург рассказывает: «Жакоб, занимаясь живописью, обожал игру, дурачества, мистификацию. Он принял католичество: уверял, что к нему явились и Христос и Мария. Не знаю, что было от веры, что от игры. Крестным отцом был Пикассо. Подлинной страстью Макса Жакоба было искусство; он писал стихи нежные и насмешливые, то обличал самодовольных буржуа, то по-детски исповедовался, предвидел взлет физики, астрономии, обладал необыкновенным воображением и чувствительностью, которая позволяла ему многое предугадать; писал, что министры и эстеты ведут абстрактные разговоры о чистом искусстве, о величии Франции, а над нами оловянное небо, изрезанное молниями» (И. Эренбург. Люди, годы, жизнь. Собрание сочинений в девяти томах, т. VIII, стр. 142.).
Этому чудаковатому поэту была уготована поистине трагическая гибель. В годы войны ему пришлось носить на груди желтую звезду; умер Жакоб в 1945 году в фашистском пересыльном лагере Дранси, в то время, когда друзья сумели выхлопотать ордер на его освобождение. О смерти Макса Жакоба рассказывают, «что умирал он достойно, стараясь приподнять и пригреть других» (Там же, стр. 143.).