Глава III. Балеты «Лани» и «Утренняя серенада». Камерно-инструментальное творчество (продолжение)
Глава №37 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюПартитура концерта, включающая духовые, струнные и ударные, но лишенная скрипок, представляет своего рода двойной концерт, в котором главные роли поровну распределены между двумя солистами — пианистом и танцовщицей.
В «Утренней серенаде» восемь номеров (Токката, Речитатив, Рондо, Престо, Речитатив, Анданте, Аллегро, Заключение.), которые сполняются без перерыва, составляя одночастное очинение. Музыкально-сценические эпизоды балета располагаются по принципу контраста «медленно-быстро» и объединяются рядом моментов. Одной из связывающих черт является близость крайних частей — Токкаты и Заключения. Последнее можно сравнить с сильно измененной репризой, сохранившей первоначальные тональность и темп, а также темы Токкаты, подвергшиеся, однако, известной трансформации. Тональный план всего концерта в основном выдержан в кругу тональностей, близких A-dur и a-moll.
Следует отметить также тематическое единство «Утренней серенады». Ряд тем неоднократно повторяется в разных частях концерта: начальная тема Токкаты — фанфарного характера — появляется в первом Речитативе (3 такта после цифры 2), во втором Речитативе (3 такта после цифры 29), в самом конце рондо и, наконец, в Заключении. Вторая тема Токкаты (7 тактов после цифры 1) появится в среднем разделе Анданте (цифра 36) и в Заключении (7 тактов после цифры 52). Возникшей в конце Анданте новой теме колыбельного склада (3 такта после цифры 42) будет отведено большое место в Заключении; четкий пунктированный ритм второго Речитатива появится в следующем номере Анданте (цифра 35).
Темы балета родственны друг другу метрически и интонационно — основой большинства из них служит трезвучие. К примерам такого рода мелодий могут быть отнесены темы Рондо, Престо, Анданте и другие:
<нотный пример № 13>
Крайним эпизодам хореографического концерта — Токкате и Заключению — отведена значительная роль в драматургической линии произведения: они являются своего рода прологом и эпилогом всего сценического действия. Если в Токкате представлены основные темы балета и сконцентрированы самые «человеческие» порывы Дианы, то Заключение не оставляет никаких надежд на воскрешение в Диане земного.
Формы отдельных частей произведения весьма скромные — это либо трехчастные (Рондо, Анданте); либо импровизационные (Речитативы), воспринимающиеся скорей как вступления к следующим частям (Аллегро, Токката, Заключение). Одна из частей — миниатюрная сонатина (Престо).