Глава III. Балеты «Лани» и «Утренняя серенада». Камерно-инструментальное творчество (продолжение)
Глава №36 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюВ 1929 году, по предложению поэтессы де Ноай, Пуленк написал еще один (балет — «Утреннюю серенаду», предназначенный для праздника в ее доме. Композитор предложил своеобразную форму балета — хореографический концерт для фортепиано и восемнадцати инструментов. Это произведение, являющееся чуть ли не первым в новом жанре фортепианного концерта-балета («Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова и «Четыре темперамента» Хиндемита были написаны позже), Пуленк замыслил как синтез двух жанров: одночастного фортепианного концерта и одноактного балета.
Сценарий для «Утренней серенады» Франсис Пуленк писал сам по мотивам античного мифа об одиночестве Дианы — богини Луны, лесов и охоты, дочери Зевса и сестры Аполлона. Участниками представления должны были быть только танцовщицы — этот балет задуман как чисто «женский».
Действие разворачивается на рассвете летнего дня. Диана, возмущенная законом богов, осуждающим ее на вечную девственность, бунтует против такого решения. Ее утешают подруги, они преподносят богине предначертанный ей судьбой лук. Принимая лук, охотница направляется в лес; там она надеется забыться и отвлечься.
Первое исполнение балета осуществили 18 июня 1929 года с хореографией Брониславы Нижинской и декорациями Ж. М. Франка. Партию фортепиано исполнял сам композитор. Следующая постановка, происходившая 21 января 1930 года в Театре Елисейских Полей (хореограф-постановщик Георгий Баланчин), где главную роль исполняла Вера Немчинова, резко отличалась и от первой постановки, и от авторского замысла. Для этого спектакля Баланчин написал новый сценарий, основанный на легенде о любви к Диане охотника Актеона, единственного человека, осмелившегося мечтать о красавице-богине. Диана жестоко наказала его, превратив в оленя, которого растерзали собаки.
«В дальнейшем я имел слабость принять вариант Баланчина о Диане и Актеоне,— пишет композитор.— Такой плоско академический вариант и был осуществлен — нерадиво, и многими хореографами. Это глупо, поскольку противоречит моей музыкальной концепции — я представлял себе «Утреннюю серенаду» как женский балет... Он состоит из отдельных номеров — переодевание Дианы, вариации ее, прощание...» (F. Рoulenc. Entretiens avec Claude Rostand, pp. 80-81).
Первоначальный вариант балета-концерта был возобновлен в ноябре 1952 года на сцене парижского театра «Опера-комик».