Глава III. Балеты «Лани» и «Утренняя серенада». Камерно-инструментальное творчество (продолжение)
Глава №35 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержанию«Сельский концерт» для клавесина с оркестром состоит из трех частей: Allegro molto (1), Andante (2) и Presto (3). Форма первой части сонатная. Главной партии предшествует медленное вступление аккордового склада (тональность D-dur) с типично клавесинной мелизматикой. В гармоническом отношении музыка вступления далека от подражания клавесинистам. По горизонтальной линии все время идет перекраска ступеней лада — рядом звучат f и fis, с и cis, h и b; по вертикали Пуленк складывает их же в одновременном звучании.
Главная партия концерта (цифра 3 (Указания на номера даны по клавиру, изданному в Париже в 1929 году.)) написана в форме модулирующего в доминанту периода:
<нотный пример № 11>
с развернутым заключением, равным по величине самой теме.
К заключению в тональности минорной доминанты примыкает еще одно дополнение в a-moll дорийском: «Сельский концерт», как и многие другие сочинения Пуленка, изобилует большим числом разных по значимости тем. Роль связующей партии выполняет тема Animez un реu, приводящая вместо побочной партии ко второму проведению главной партии в A-dur.
Большая разработка (цифры 10—32) состоит из ряда новых эпизодов — их более десяти; среди них следует отметить мелодический фрагмент (цифра 12), который прозвучит также в финале и который близок первой теме третьей части кантаты Пуленка «Засуха» (см. пример 31). Из разработки первой части в финал проникает и меланхолическая нежная мелодия Аllargando molto в натуральном a-moll. В финале она звучит перед репризой (цифра 21) в кульминационном разделе в h-moll.
Реприза части сокращенная, с кодой, в которую проникает фанфарный эпизод из начала разработки. Главная партия появляется после доминантового аккорда, в котором помимо основного тона (а) присутствуют квинта (е), расщепленная секста (f и fis) — вот еще один пример сложного аккорда у Пуленка.
Вторая часть (g-moll, простая трехчастная форма) начинается темой в духе сицилианы:
<нотный пример № 12>
Средняя часть (As-dur), построенная на светлой певучей теме, оказывает влияние на репризу: характер звучания сицилианы трансформируется, она приобретает от средней части большую плавность (исчезает дробление), мажорный лад, а перед кодой звучит реминисценция темы средней части. Так же как и в финал, во вторую часть проникает тема из разработки первой части (au mouvement initial).
Стремительный финал, состоящий из нескольких разнохарактерных эпизодов, содержит большое число тем танцевального характера; в вихревом движении мелькают обрывки тем из первой части (цифры 12, 21), слышны военные фанфары (цифры 9, 20).
«Сельский концерт», являясь известного рода стилизацией музыки Куперена и Рамо, звучит в то же время чрезвычайно свежо и современно, что достигается посредством обострения простых гармонических оборотов, элементами иронии и мальчишеского задора, жизнерадостным, оптимистическим тонусом музыки.