Глава III. Балеты «Лани» и «Утренняя серенада». Камерно-инструментальное творчество (продолжение)
Глава №34 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюК тому же времени (1927—1928) относятся «Две фортепианные новелетты» (H-dur и b-moll) и «Пастораль» — более известная в фортепианном переложении, но вначале написанная для оркестра. В таком варианте она была включена в детский балет «Веер Жанны», а в 1928 году фортепианный вариант «Пасторали» вошел в сборник из трех пьес — «Токката», «Пастораль» и «Гимн».
Часто бывая в салоне покровительницы музыкантов княгини Эдмонды де Полиньяк, Франсис Пуленк встречался там с известной клавесинисткой Вандой Ландовской. Однажды она вопросила его написать клавесинный концерт. «Сельский концерт» Пуленка, появившийся вслед за клавесинным концертом де Фалья (1926) и тоже посвященный Ванде Ландовской, во многом следует национальным традициям старых мастеров и Скарлатти. Испытывая влияние старых клавесинистов, Франсис Пуленк, однако, не встает на путь простого подражания им; «Сельский концерт» является продолжением и развитием такого рода музыки. Индивидуальные черты Пуленка нашли отражение в этом концерте так же, как и равелевские в «Гробнице Куперена».
Беседуя со Стефаном Оделем по поводу «Сельского концерта», Пуленк заметил: «Критика намеревалась задеть меня словами: «В финале концерта слышно вдруг, бог знает почему, эхо сигналов вечерней казарменной поверки. Хороша деревня! Ну да, для такого горожанина, как я, прелесть деревни в том пригороде Парижа, где дом XVII века дремлет посреди огородных культур, которые кормят чрево Парижа» (F. Poulenc. Moi et mes amis, p. 57.).
Добавим и то, что сказал музыкант Клоду Ростану: «Для мальчишки, вплоть до восемнадцати лет, нет другой деревни, кроме как Венсен и холмы Шампиньи. Ландовская жила в 1923 году около Эрменонвиля, в атмосфере деревни, близкой XVIII веку, что я и отразил в моем концерте. «Сельским» я назвал его сообразно Руссо и Дидро» (F. Poulenc. Entretiens avec Claude Rostand, p. 78.).
Премьера «Сельского концерта» состоялась в зале Плейеля 13 мая 1929 года. Симфоническим оркестром дирижировал Пьер Монте, сольную партию клавесина исполняла Ванда Ландовская. До этого концерт играли у Ландовской в загородном доме в Сен-Лё. Партию оркестра исполнял сам Пуленк.