Глава III. Балеты «Лани» и «Утренняя серенада». Камерно-инструментальное творчество (продолжение)
Глава №33 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюДвадцатые годы были для Пуленка временем окончательного формирования его индивидуального стиля. Среди многочисленных сочинений этих лет самыми удачными были «Лани», «Веселые песни», «Сельский концерт» и «Утренняя серенада».
В 1925 году внимание Пуленка привлекла поэзия Ронсара. Критики находили, что песни на стихи Ронсара удачны и Пуленк смог найти мост, соединяющий Ронсара и современность. Сам композитор более сурово отнесся к «Песням», говоря, что лучшее в них — обложка, выполненная Пикассо; находил в «Песнях» долю искусственности и отяжеленности. Всегдашний трезвый судья и друг Орик полагал, что истинное лицо Пуленка проявилось лишь в начале первой песни и в конце последней. Он справедливо отметил, что ранние французские поэты чужды композитору, его поэтом является Аполлинер, а также Жакоб, Элюар, Реверди.
Между тем на свет появляются «Веселые песни» на анонимные тексты XVII века, впервые исполненные на концерте из произведений Орика и Пуленка 2 мая 1926 года (В программе концерта были фрагменты из «Несносных» Орика, его Сонатина, романсы и пять песен на стихи Незвала, две сюиты для малого оркестра; Пуленка — Пять песен на стихи Ронсара, сюита «Неаполь», Трио и «Веселые песни».). Неизвестный еще тогда певец Пьер Бернак, имя которого впоследствии стало неотделимым от имени Пуленка, с блеском исполнил новое вокальное сочинение.
На том же концерте, сделавшемся событием (попасть в зал было настолько трудно, что Андре Мессаже, имевший контрамарку, едва-едва смог протиснуться к своему креслу), играли также и Трио Пуленка для фортепиано, гобоя и фагота. Трио ознаменовало поворот музыканта к идеалам Скарлатти и Моцарта, продолжая линию «Непрерывных движений».
Критически настроенный к своим «Песням» на стихи Ронсара, Пуленк также остался недоволен и «Ариями» на стихи Жана Мореаса. Музыкант не любил этого поэта, но ради своего издателя и друга решился на сочинение музыки. «Арии» оказались неудачными — видимо, композитору никогда нельзя изменять собственной интуиции. Впоследствии в «Музыкальном дневнике» Пуленк писал, что не перестает удивляться мысли, побудившей его написать такие песни, поскольку он не обладает талантом парадокса. Пуленк с сожалением констатирует, что его песни имели болезненный успех, тогда как сам он считает их самыми худшими из всего написанного. После этого Франсис Пуленк надолго прекратил писать песни.