Глава III. Балеты «Лани» и «Утренняя серенада». Камерно-инструментальное творчество (продолжение)
Глава №30 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюКак и в более ранних произведениях, Пуленк не отказывается от «игры» в диссонанс или в «запрещенную параллель» (4 такта после цифры 47, цифра 39). Такой нарочитый показ темы через диссонирующие интервалы (септимы или ноны), параллельное движение большими и малыми септимами или «квинтовое» движение нередко фигурируют также в Сонате в четыре руки, в «Прогулках» или «Негритянской рапсодии». Привычным становится для композитора украшение аккорда гроздьями побочных тонов. В опорный (либо начальный, либо конечный) аккорд автор охотнее всего вводит — одновременно или раздельно — натуральные либо альтерированные II, VI или VII ступени (см. пример 86, в). Часто совмещаются в одновременном звучании мажорная и минорная терции аккордов (пример 8а). Любопытным представляется аккорд, завершающий Андантино, который соединяет мажорную и минорную терции лада С, а также низкие II, VII и VI ступени того же лада (пример 8г). Видимо, желанием достичь шумового эффекта вызвано появление созвучия (пример 8д), вертикаль которого составляют восемь различных звуков (пять тактов после цифры 136):
<нотный пример № 8>
Не довольствуясь минорным или мажорным ладом, Пуленк прибегает к натуральным ладам, что придает музыке особую свежесть и рельефность. Ярко и выпукло звучит инструментальный «запев» «Игры», написанный в дорийском g, или миниатюрное оркестровое вступление к Маленькой песне-танцу в лидийском As.
Для песенных номеров «Ланей» характерна многопластовость музыкальной ткани и не только в гармонических вертикалях, но и в горизонтальных линиях — одновременно звучат две-три мелодически самостоятельные линии при еще одном пласте — гармоническом сопровождении или остинато (цифры 47, 52, три такта после цифры 55, цифра 131). Местами эпизодически возникает прелестное двухголосие, звучащее типично по-русски; к примерам такого рода можно отнести четырехтакт из Песни-танца (цифра 50), где при остинатном басе и мерно пульсирующих синкопированных секундах звучит чистый и светлый контрапункт в натуральном a-moll:
<нотный пример № 9>
Говоря о контрастном двухголосии, нельзя не упомянуть о любопытном отрывке из «Игры» — четырехтакт (два такта после цифры 73), в котором верхний голос звучит в A-dur-moll с натуральным g, а нижний — в a-moll натуральном, — этот небольшой кусочек, видимо, можно охарактеризовать как пример битонального двухголосия:
<нотный пример № 10>