Глава III. Балеты «Лани» и «Утренняя серенада». Камерно-инструментальное творчество (продолжение)
Глава №29 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюИнструментальная музыка балета — приятная, элегантная, местами чуточку сентиментальная — слушается чрезвычайно легко. Как и большинство произведений Пуленка, она богата мелодиями, в большом числе пронизывающими увертюру, рэг-мазурку, финал и другие номера балета. В «Ланях» проявляется еще одно характерное качество раннего творческого периода композитора: он включает в музыку эпизоды разных жанров и стилей (то же самое можно отметить и в концерте для двух фортепиано). Здесь можно услышать тарантеллу (Финал) и мелодию, подобную вальсу Штрауса (Рэг-мазурка, цифра 93) (Указания на цифры даны по клавиру балета, изданному в Париже в 1924 году (Paris, Heugel).), задорную веселую попевку (Рондо, цифра 22), музыку, близкую по стилю старым французским клавесинистам (цифра 133), меланхолическую популярную песенку (Андантино, цифра 127). Тут же встретится задушевная мелодия, родственная русскому романсу (Песня-танец, цифра 44) и душещипательная «цыганочка» (Рэг-мазурка, цифра 109). В музыке балета явно ощутимы влияния Шопена и Чайковского. Один из моментов Рэг-мазурки почти дословно повторяет тему полонеза fis-moll Шопена (цифра 107); Адажиетто, по словам композитора, навеяно вариациями из «Спящей красавицы» Чайковского (сходство тональности, метра и интонационного склада мелодии):
<нотные примеры №№ 6а и 6б>
Музыкальный язык вокальных сцен резко отличен от инструментальных и представляет гораздо больший интерес по сравнению с ними. Именно в песенных эпизодах яснее всего пробивается голос эпохи двадцатых годов — эпохи поисков новых музыкальных средств и рождения новых молодых композиторских талантов.
Песенные эпизоды балета, бесспорно, самые интересные моменты. Конечно, и в инструментальных номерах проявляются особенности стиля Пуленка, но творческое лицо музыканта, особенно те черты, которые впоследствии будут присущи Пуленку, наиболее отчетливо обозначились в вокальных эпизодах. Музыка их ярче и жестче инструментальных номеров, Пуленк-композитор проявляется характеристичней и интересней.
Используя в большинстве случаев в вокальной линии несложные диатонические короткие мелодии, Пуленк гармонизирует их хроматически расцвеченными аккордами, идя по пути своих старших современников Стравинского и Прокофьева. Нередко сопровождение таких мелодий оказывается политональным, как в Песне-танце (цифра 40). В этом случае гармоническая поддержка и мелодия образуют три пласта: тема в голосе изложена в тональности D-dur, сопровождение же первых двух тактов темы разделяется на аккорд d-moll и трезвучие es-moll:
<нотный пример № 7>
К тому же Пуленк обыгрывает появление мажорной терции fis, показывая ее не сразу, а через тяготеющий в нее eis.