Глава III. Балеты «Лани» и «Утренняя серенада». Камерно-инструментальное творчество
Глава №26 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюК середине двадцатых годов заканчивается формирование творческой индивидуальности музыканта. Поворотным пунктом в творчестве Пуленка стал 1923 год, когда он сочинил первый балет — «Лани», заказанный Дягилевым для труппы «Русских балетов». Декорации и костюмы к спектаклю должна была выполнить художница Мари Лорансен. Дягилев всегда обращал большое внимание на художественное оформление спектакля — для него выбор художника играл такую же важную роль, как и выбор музыканта. Со времен «Русских сезонов» Дягилев постоянно привлекал к работе талантливых живописцев — Александра Бенуа, Леона Бакста, Николая Рериха, Александра Головина. Теперь во Франции с ним сотрудничают Жорж Брак, Мари Лорансен, Пабло Пикассо, Анри Матисс, Андре Дерен. С успехом прошли «Пульчинелла», «Соловей», «Свадебка», «Аполлон Муссагет» Стравинского; «Несносные», «Матросы» Орика; «Голубой экспресс» Мийо; «Шут», «Стальной скок», «Блудный сын» Прокофьева. Балетом «Лани» постановщики намеревались показать своего рода «Сильфиду» XX века («Сильфида» — первый романтический балет (1832), написанный Шнейцгоффером на либретто певца Адольфа Нурри, в котором дебютировала знаменитая французская балерина Мария Тальони.). Композитор замыслил устроить на сцене современный «галантный праздник», в котором каждый может увидеть то, что вообразит. Сценария практически не существовало. Пуленк говорил, что ему хотелось воссоздать в балете атмосферу своего юношества, а также доставить зрителям удовольствие.
О названии речь зашла, как всегда, в последнюю очередь. «Я занимался поисками названия, подобного «Сильфиде», как вдруг меня осенило: «Почему бы не «Лани»? Тем самым появлялась возможность сыграть на чисто женских сторонах любви Мари Лорансен к животным, а также на двойном смысле слова biche во французском языке» (См. J. Roy. Francis Poulenc, p. 38; biche — во французском языке, кроме основного значения «лань», переводится также «дорогая», «милая».).
Успешная премьера спектакля состоялась в Монте-Карло 6 января 1924 года. Париж аплодировал балету 26 мая того же года с Андре Мессаже за дирижерским пультом. Некоторые критики, такие, как Адольф Бакюз и Эмиль Вийермоз, не увидели в балете ничего, кроме мюзик-холльной гармонии, монотонной и банальной партитуры, не нашли «ни одного нового блестящего эффекта, к которому каждый композитор должен стремиться». Остальные единодушно хвалили постановку.
Кокто в «La Revue de Paris» заострил внимание на изумительной хореографической постановке Брониславы Нижинской, так описывая выход Немчиновой в Адажиетто: «Стендаль употребил бы здесь слово «возвышенный». Выход Немчиновой безусловно возвышенный (ни один вагнерианец не может меня понять). Когда эта милая молоденькая дама вылетела из-за кулис на пуантах, как на крыльях, с ее стройными ногами в короткой юбочке, когда она правой рукой в белой перчатке сделала нечто вроде военного приветствия, я не помню, кажется, мое сердце заколотилось очень быстро или совсем остановилось. Затем несгибаемый вкус (Нижинской. — И. М.) продолжает комбинировать классические и новые «па» (См. J. Roy. Francis Poulenc, p. 38.).