Глава III. Балеты «Лани» и «Утренняя серенада». Камерно-инструментальное творчество (продолжение)
Глава №27 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюВ 1940 году, возвратившись к балету, Пуленк переоркестровал его и создал оркестровую сюиту, включающую пять номеров из девяти (В сюиту вошли Рондо, Адажиетто, Рэг-мазурка, Андантино и Финал. Неиспользованными оказались Увертюра и три номера с хором — Песня-танец, Игра и Маленькая песня-танец.).
Поскольку не было четкого либретто, композитор позволил себе сделать отступление от каких-либо канонов или симметричных форм. Балет представляет собой попросту сюиту танцев: па-де-де, па-де-труа и групповые фигуры были призваны иллюстрировать лирические эпизоды.
С первыми звуками увертюры поднимается театральный занавес, открывая второй, специально выполненный для этого балета, на котором проступают (расплывчатые контуры оленьих головок. Второй занавес остается до конца увертюры.
Декорация спектакля чрезвычайно проста — глазам зрителей предстает большая белая комната с окном, выходящим в сад. Из мебели — один только громадный голубой диван. Здесь, в атмосфере жаркого летнего дня, проводят время в веселых играх и забавах шестнадцать прелестных девушек в обществе троих юношей в костюмах гребцов.
Интерес и любовь молодого композитора к вокальной музыке сказались даже в такой, казалось бы далекой от пения, области, как балет. В партитуру «Ланей» включены вокально-хоровые номера — песни-танцы. Для их исполнения (Пуленк отмечает это особо) необходимо не менее двенадцати певцов, число их, в зависимости от акустики зала, может быть увеличено.
Вокально-хоровая музыка проникает в хореографическое произведение нечасто, и заслуга Пуленка состоит в том, что он сумел объединить песню и танец, превратив их в форму игровой танцевальной песни. Такие синтетические номера занимают большое место в балете (три из девяти номеров; надо принять во внимание также их большие размеры).