Глава II. Музыкальный и литературный Париж. Становление Пуленка как композитора (продолжение)
Глава №23 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюДесять фортепианных пьес («Прогулки») носят описательный характер. Композитор приглашает слушателей «прогуляться» по городу, используя и самые современные, и уже отошедшие в область предания виды транспорта: велосипед, автомобиль, дилижанс, автобус и другие.
Пьесы неравноценны по стилю, по сложности письма. Некоторые из них чрезвычайно просты, с примитивным изложением; этими пьесами Пуленк напоминает старых французских клавесинистов («По железной дороге»):
<нотный пример № 5а>
Другие пьесы сложны фактурно. Так, например, этюд «В автобусе» изобилует громоздкими аккордами при довольно быстром темпе:
<нотный пример № 5б>
В пьесе «В дилижансе» бросаются в глаза политональные сочетания; верхняя строчка записана в C-dur, нижняя — в Fis-dur; примерно то же обнаруживается в зарисовке «Верхом», где партия правой руки звучит в D-dur, а левой — в Fis-dur.
Резкий диссонанс — малая нона используется автором в параллельном движении (по принципу параллельных октав) в пьесе «На самолете»:
<нотный пример № 5в>
Среди обилия такого рода диссонансов и сложностей в фортепианном цикле «Прогулки» встречаются и приятные мелодические места, такие, как подражание музыке Шопена, — пьеса «В автомобиле»:
<нотный пример № 5г>
Комедия «Непонятый жандарм» на текст Кокто и Радиге исполнялась в мае 1921 года на авангардистском вечере, организованном Пьером Бертеном, и прошла совершенно незамеченной (Мийо огорчился, узнав, что Пуленк отказался разрешить дальнейшее исполнение столь понравившегося ему произведения).
Две сонаты — одна для кларнета и фагота, другая для валторны, трубы и тромбона, написанные в 1922 году, уже гораздо ближе к стилю будущего Пуленка. Оживленная и наполненная чувством музыка и согласованное звучание инструментов говорят о совершенствовании мастерства молодого композитора.