Глава II. Музыкальный и литературный Париж. Становление Пуленка как композитора (продолжение)
Глава №22 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюКо времени премьеры «Новобрачных» индивидуальность каждого композитора стала проявляться все ярче и ярче. Онеггер, например, за год сотрудничества в «Новобрачных» уже написал своего «Горация — победителя» и «Царя Давида». Несколько позже прошла премьера оперы Мийо «Несчастье Орфея»; Дягилев осуществил постановку балетов Орика и Пуленка, а шведская труппа показала балет Ж. Тайфер «Продавец птиц». «Разнородность музыкальных идеалов, наши приязни и неприязни мешали общеэстетическому восприятию. Что может быть более несходным, чем произведения Онеггера и Орика? Онеггер совершенно не признавал Сати, которого Орик, Мийо и я боготворили», — вспоминает Пуленк (См. Н. Hell. Francis Poulenc, стр. 30.).
С течением времени талант каждого композитора проявлялся все больше в индивидуальном плане, они меньше внимания уделяли общим выступлениям, тяготясь совместной деятельностью. Первым уклонился от участия в коллективном сочинении, сославшись на нездоровье, Луи Дюрей, а постепенно и остальные композиторы пошли своей дорогой. «Шестерка», возникшая благодаря удачной статье Анри Колле, понемногу распадалась. Правда, музыканты не теряли дружеских связей и еще не раз писали вместе (Спектакль «14 июля» (июль 1936 г.) — музыка Ибера, Лазарюса, Мийо, Онеггера, Орика, Русселя; спектакль «Свобода» (июнь 1937 г.) — музыка Деллануа, Ибера, Мийо, Онеггера, Тайфер; «Движения сердца» (памяти Шопена; 1949) — музыка Coгe, Орика, Франсе, Пуленка, Преже и Мийо; «Гирлянда Кампра» (1954) — музыка Орика, Онеггера, Лесюра, Ролан-Манюэля, Пуленка, Coгe, Тайфер.), но эти выступления носили скорее случайный характер. «Шестерки» как таковой уже не существовало. Годы озорства, мальчишества и экспериментаторства остались позади. Для «новых молодых», и в частности для Пуленка, назрела необходимость серьезно обдумать дальнейший путь, самостоятельно решить проблему музыкального стиля.
После демобилизации в 1921 году перед Пуленком встал вопрос совершенствования профессиональных музыкальных знаний. Так как поступать в консерваторию было поздно, то по совету Дариуса Мийо Пуленк обратился к Шарлю Кёклену, который после Жедальжа считался едва ли не лучшим профессором контрапункта во всей Франции. Франсис занимался у него в течение трех лет. Шарль Кёклен, сразу почувствовавший в новом ученике больший интерес к гармонии, нежели к контрапункту, параллельно с полифоническими заданиями давал ему упражнения в форме свободных четырехголосных гармонизаций на темы Баха. Такая работа пришлась по душе Пуленку; видимо, из этих занятий выросло его мастерство сложного хорового письма a cappella.
Между тем музыкант продолжал писать, закончив к 1920 году два фортепианных произведения: трехцветную сюиту C-dur, посвященную Виньесу, и пять экспромтов — простые непритязательные пьесы в духе «Непрерывных движений». К работам 1921 года относятся «Прогулки» — десять фортепианных пьес и «Непонятый жандарм» — комедия-буфф в одном действии.