Глава II. Музыкальный и литературный Париж. Становление Пуленка как композитора (продолжение)
Глава №21 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюНесмотря на газетную полемику, композиторы продолжали систематические музыкальные выступления. 18 июня 1921 года в Театре Елисейских Полей исполнялось первое коллективное сочинение «Шестерки» — «Новобрачные с Эйфелевой башни», где, видимо подражая опыту русской «Пятерки», композиторы решили попытать счастья в совместном творчестве. «Новобрачные с Эйфелевой башни» но либретто Жана Кокто поставил известный балетмейстер Рольф де Маре.
Сюжет этого скетча полон всевозможных нелепостей и неожиданностей. Первая платформа Эйфелевой башни, откуда открывается вид на Париж. Здесь празднуют свадьбу двое молодых. Их поздравляет старый генерал — его речь бессловесна и «произносится» с помощью жестов и мимики. Здесь же вертится вездесущий фотограф, который делает памятные снимки. По бокам сцены укреплены громкоговорители, через которые два чтеца комментируют события. Происходят веселые недоразумения — на свадьбе появляется сама Эйфелева башня (девушка в форме телеграфистки, символизирующая башню- радиотелеграф); выскакивает лев, пожирающий генерала; начинается всеобщая сумятица и избиение гостей...
«Это балет? — спрашивал Кокто в журнале «La Danse» за июнь 1921 года. — Нет. Пьеса? Нет. Ревю? Нет. Трагедия? Еще меньше. Скорее, это вид некоего соединения античной трагедии и современного концертного ревю, хора и номеров мюзик-холла» (Н. Hell. Francis Poulenc. London, 1958, p. 19).
Смысл «Новобрачных» должен был иллюстрировать «поэзию театра», а не «поэзию в театре». «В отношении театра величайшие поэты постоянно впадали в ошибку, приукрашивая свои произведения поэтическими образами, которые в основном и поддерживают интерес и драматичность действия. Здесь на первом плане язык самой пьесы, но не язык образов»,— писал поэт Раймон Радиге в февральском номере «Les Feuilles Libres» за 1922 год (См. там же.).
Музыку «Новобрачных» писали все участники «Шестерки», кроме Дюрея. Орик написал веселую задорную увертюру, рисующую сценки парижских улиц в день взятия Бастилии, и три ритурнеля; Пуленк — «Танец купальщиц в Трувиле» (комическую польку) и шутливо-веселую пьеску «Речь генерала»; Жермена Тайфер — «Вальс телеграмм» и «Кадриль»; Мийо — Шутливый свадебный марш и фугу; Онеггер — Веселый траурный марш генерала. Эта последняя пьеса была единственной, которую публика приняла всерьез. «В траурном марше, — писал Кокто, — Артур Онеггер пародирует то, что исстари называли «музыкой». Необходимо заметить, что все попали в ловушку — ни один из критиков не узнал, что в басу была цитирована тема вальса из «Фауста» (См. Н. Hell. Francis Poulenc, p. 19.).