Глава II. Музыкальный и литературный Париж. Становление Пуленка как композитора (продолжение)
Глава №20 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюЧтобы оградить себя от подобного рода нападок, «Шестерка» выпускает в свет газету, первый номер которой называют «Le Coq» («Петух»), а следующие — «Le Coq Parisien» («Парижский петух») (Вышло четыре номера.). Этот листок в форме плаката был довольно задирист, хотя и не связывал себя ни с какой программой. Сати излагал взгляды на «школу» и последователей в декларации «Никаких казарм», отвергая всякую идею школы Сати: «Я никогда не нападаю на Дебюсси. Мне докучают только дебюссисты. Нет школы Сати. Сатизм не мог бы существовать.
В искусстве не нужно рабства. Мне всегда стоит больших усилий ставить в тупик последователей формой и содержанием каждого нового сочинения. Это единственное для художника средство не превратиться в главу школы — так сказать, в надзирателя» (Н. Неll. Francis Poulenc, p. 26.).
В разгоревшейся полемике газету назвали официальным органом кубизма. Жан Кокто, опровергая эту мысль, пишет: «Le Coq» не является печатным органом никакой школы. Это — газета, в которой высказывают свое мнение шесть музыкантов разных взглядов, объединенные лишь дружескими отношениями... К музыкантам присоединяются поэты, художники... Если один из нас напечатает фразу, которую другой не одобряет, мы хорошо знаем, что никогда не начнем вражды из-за этого» (Там же, стр. 26—27.).
Любопытно, что, ратуя за новое искусство, почитая таких авторов, как Шенберг, Барток и Берг, члены «Шестерки» усматривают, кроме вагнерианства и дебюссизма, еще одну, новую опасность — модернизм. Орик заявил, что «поскольку однажды была выиграна битва с дебюссистами, необходимо приложить все усилия, чтобы так же преодолеть опасность модернизма, в равной с дебюссизмом степени нежелательного» (Н. Hell. Francis Poulenc, p. 27.). Во избежание такой опасности «Le Coq» провозгласил основание «антимодернистской лиги».