Глава II. Музыкальный и литературный Париж. Становление Пуленка как композитора (продолжение)
Глава №19 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюМежду тем молодые музыканты все больше сближались друг с другом. Каждый субботний вечер они собирались у Мийо. «Среди нас были не только композиторы, но и исполнители... художники... писатели... После обеда мы посещали ярмарку на Монмартре: нас привлекали карусель, таинственные лавочки, тиры, лошади, зверинцы, оглушительный шум заводных органов, работающих на перфорированных валиках, которые перемалывали все наиболее популярные и избитые песенки из репертуара мюзик-холльных ревю. Иногда мы направлялись в цирк Медрано, чтобы посмотреть скетчи в исполнении братьев Фрателини, которые проявляли столько изобретательности и поэтичности, что их можно было считать достойными преемниками итальянской комедии масок. Вечер заканчивался у меня. Поэты читали свои стихи, мы играли новейшие произведения, некоторые из них, например, «Прощай, Нью-Йорк» Орика, «Кокарды» Пуленка и мой «Бык на крыше», неоднократно повторялись. Мы даже потребовали от Пуленка, чтобы он играл нам «Кокарды» каждую субботу, что он и делал весьма охотно. На этих собраниях, где царило веселье и безмятежность, зародилось немало плодотворных планов сотрудничества; помимо того, здесь определился характер некоторых сочинений, возникших под влиянием мюзик-холла» (Д. Мийо. Заметки без музыки. «Советская музыка», 1963, No 2, стр. 119.).
Из приведенных выше строк видны интересы молодых композиторов; их вылазки в кабачки и на ярмарки отнюдь не были только увеселительными прогулками. На этом этапе молодежь увлекают джазовые ритмы, персонажи мюзик-холла, шуточные представления типа музыкальных ревю.
Заметное впечатление на парижскую критику произвело выступление группы 21 февраля 1920 года, когда в театре «Comedie» (Елисейские Поля) исполнялись новые произведения Мийо, Сати, Пуленка и Орика. Мийо, недавно вернувшийся из Бразилии, составил сюиту из популярных бразильских мелодий — танго, матчишей, самбо и португальского фадо, объединив сочинение одной темой. По совету Кокто ее решили использовать для театрального представления. Жаном Кокто было наиисано веселое фантастическое либретто. Постановка балета-пантомимы, окрещенного «Бык на крыше» (по названию одного из танцев), была осуществлена с декорациями и костюмами художника Ги Пьера Фоконе. Незадолго до спектакля художник внезапно умер и оформление постановки по эскизам Фоконе заканчивал Рауль Дюфи. На главные роли с очень сложными акробатическими трюками пригласили артистов из цирка Медрано — братьев Фрателини. Боясь, что не удастся собрать публику, инициаторы представления решили распространить билеты на премьеру заранее, а перед самым спектаклем были разосланы дополнительно пригласительные билеты. Но эти опасения были напрасны — публика буквально ломилась на представление и зал был набит битком.
Кроме «Быка на крыше» в тот же вечер исполнялись «Три маленькие пьесы» Сати, специально написанные ради этого случая, фокстрот «Прощай, Нью- Йорк» Орика и «Кокарды» Пуленка (пел Кубицкий). Музыкальная критика приняла программу этого вечера, составленную наскоро и случайно, за провозглашение эстетических взглядов «Шестерки». Оперируя в статьях термином «новая школа» и ссылаясь на руководящую роль «мистификатора» Эрика Сати, критики насмешливо именовали молодых композиторов «манифестантами мюзик-холльной цирковой эстетики».