Глава II. Музыкальный и литературный Париж. Становление Пуленка как композитора (продолжение)
Глава №11 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюМногое от метода самоисследования и самоуглубления философов-интуитивистов переняли и представители сюрреализма, самым непосредственным предшественникам и невольным зачинателем которого оказался Гийом Аполлинер. Он начал с увлечения мистификацией, связанного со стремлением удивить и огорошить публику, — одну из целей творчества поэт видел в возбуждении удивления. Он достигал такого эффекта при помощи неожиданного алогического смещения в развитии тем и сюжетов.
Гийом Аполлинер, начинавший как художник-кубист, обращается в поисках к образцам примитивного искусства древней Греции, Африки и Океании (в частности, толчок к моде на негритянское искусство в Европе был дан в 1912 году именно Аполлинером и Браком). Поиски новой поэтической системы выражения привели Аполлинера в более поздний период к поэмам-разговорам. Стихи он составлял из случайных фраз, услышанных в кафе или на улицах. Некая последовательность логически не связанных друг с другом фраз должна была, но мнению автора, наилучшим образом воссоздать ритм жизни. Таково, например, стихотворение «Понедельник на улице Кристин» (сборник «Каллиграммы»). Отрывки разговоров, отдельные фразы создают впечатление бессвязного разноголосого шума маленького парижского ресторанчика.
Впоследствии Аполлинер подошел к так называемому «механическому письму», записывая фразы, внезапно приходящие на ум. Он считал, что связь между ними будет осуществляться подсознательно. В двадцатые-тридцатые годы именно этому приему механического письма уделили особое внимание сюрреалисты, доведя его до автоматического записывания мыслей товарища-поэта.
Пытаясь разбить традиционную структуру французской поэзии, Аполлинер уже в первом своем сборнике поместил стихи без знаков препинания, считая, что «подлинная пунктуация — это ритм и паузы стиха» (Н. И. Балашов. Гийом Аполлинер и современность, в журнале: «Иностранная литература», 1961, No 1, стр. 206.). Этот принцип сохранился в поэзии многих современных авторов (Элюар, Арагон и др.). Иногда искания доводили поэта до абсурдных решений — он, например, пробует печатать стихотворения в форме разных фигур: бутылок, домиков, автомобилей, косых линий дождя и т. д. Примечательно, что в то время, когда Аполлинер отказался в стихах от знаков препинания, Эрик Сати поступил так же в музыке — он перестал пользоваться тактовой чертой. Как видно, «веяния времени» в поэзии и музыке во многом схожи.