Глава II. Музыкальный и литературный Париж. Становление Пуленка как композитора (продолжение)
Глава №10 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюСильные социальные потрясения всегда вызывают к жизни новую художественную эстетику. Во Франции послевоенные годы также знаменуются возникновением новых течений, во многих случаях антиимпериалистических.
В противовес последователям символизма, романтизма и импрессионизма появляются сторонники то тех, то других направлений, именующих себя кубистами, дадаистами, сюрреалистами, основной принцип которых заключался в нигилистическом разрушении традиционных форм реального видения мира.
Большая часть этих художественных течений тесно соприкасается с переживающей тогда во Франции период становления философией, наиболее значительные представители которой пришли к мысли о невозможности познания разумом сущности бытия и стояли на позиции интуитивизма (наряду с иррационалистической философией возникали и рационалистические направления, как, например, «критический рационализм» Брюнсвика, сформировавшийся, правда, в предвоенные годы, — но такие примеры были немногочисленны).
В частности, Анри Бергсон, выдвинувший основные тезисы интуитивизма еще в самом начале XX века, оставляет право проникновения в глубины жизненных явлений только за интуицией. Морис Блондель, так же как и Бергсон, представитель идеалистической философии, источник подлинного знания видит в божественном начале глубин человеческого духа и также громадную роль придает некоему активному духовному чувству и действию.
В период между двумя мировыми войнами появилось огромное число иррационалиетических направлений — католический спиритуализм, персонализм, неотомизм, экзистенциализм и подобные им. Эта философия на первое место ставит духовный, внутренний мир человека и из этого выводит теоретические положения. Ценность личности (персонализм) возводится в абсолют. Экзистенциалисты призывают к исследованию своего внутреннего «Я», каждый философ пытается постичь существование изнутри, с точки зрения единственной в своем роде, неповторимой индивидуальности, что зачастую приводит к довольно пессимистическим выводам об одиночестве, бессмысленности человеческого существования и враждебности окружающей среды.