Глава II. Музыкальный и литературный Париж. Становление Пуленка как композитора (продолжение)
Глава №9 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюМузыкальная молодежь Парижа хотя и не примыкала ни к одной из политических и художественных группировок, но находилась в дружеских связях с некоторыми из них. Несколько позже, уже в годы существования «Шестерки», музыканты частенько бывали в ателье Монпарнаса «Лира и Палитра», позируя все вместе Пикассо, Браку, Модильяни, Хуану Грису.
Театральная жизнь предвоенного Парижа протекала довольно вяло, публику не баловали новыми постановками. Со времен «Пеллеаса и Мелизанды» Дебюсси сцены оперных театров почти не знали премьер, давались в основном устоявшиеся произведения маститых авторов; из молодых практически никто не проникал в «Гранд-Опера» и «Опера-комик».
Особое оживление внесли спектакли группы русских артистов, организованные в 1909—1911 годах антрепренером Сергеем Дягилевым. Труппа «Русских сезонов» показала ряд оперных и балетных постановок, познакомив парижских зрителей с лучшими произведениями русских композиторов. Как упоминалось, из новых имен самое большое впечатление произвел Игорь Стравинский — его «Жар птица», «Петрушка», а затем и «Весна священная» вызвали бурю в музыкальных кругах и принесли автору мировую известность.
С началом войны концерты и спектакли проводились гораздо реже: многие музыканты, артисты и художники были призваны в армию. Функционировали, да и то нерегулярно, некоторые концертные залы и театры. Их программы почти целиком состояли из французской музыки или из произведений композиторов союзных государств. Против всякой другой музыки резко выступила организация, именуемая Национальной лигой защиты французской музыки, во главе с Камилем Сен-Сансом.
Дебюсси, подавленный развернувшимися событиями, переживает тяжелый творческий кризис. Равель, с негодованием отвергнувший воззвание лиги, до глубины души возмущается происходящим. Многие деятели искусств, побывавшие на войне, вернулись переполненные ненавистью к ужасам бойни. Анри Барбюс, Жан Ришар Блок, Поль Вайян-Кутюрье и многие другие поняли чудовищную бессмысленность войны.
Неуверенность, охватившая значительную часть старшего поколения французской творческой интеллигенции, сказывается и в настроениях молодого поколения. Оно уже не признает авторитетов прошлого, но не видит еще новых идеалов в настоящем. Не удивительно, что характерными в эти годы становятся скептические настроения, раздраженность, неверие в свои силы.