Глава I. Детские и юношеские годы. Первые произведения (продолжение)
Глава №3 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюОдним из наиболее сильных впечатлений детства Пуленк считает музыку Стравинского. В одиннадцатилетнем возрасте Франсису довелось услышать в концерте Колонна отдельные номера из «Жар-птицы», немного позже — «Петрушку», а в 1913 году, в Театре Елисейских Полей — «Весну священную». К тому времени Пуленк уже был знаком с музыкой Мусоргского («Детская») и хорошо знал произведения Дебюсси.
Стравинский открыл Франсису совершенно иные горизонты, и у юноши появился новый кумир, еще один «духовный учитель». «Не знаю, стал бы композитором, если бы не существовало Стравинского?» (F. Poulenc. Moi et mes amis, p. 188.)
Кстати сказать, «Весна», по мнению самого Пуленка, оказала на его творчество гораздо меньшее влияние, нежели многие другие сочинения Стравинского — «Пульчинелла», «Поцелуй феи», «Мавра», «Игра в карты». Он вспоминает, что в «Весне священной» потрясающая хореография Нижинского показалась ему даже более революционной, чем музыка.
Музыкальные занятия Пуленка в те годы не были основным в его образовании. Мать, конечно, рада была видеть сына учеником консерватории, но отец не мог смириться с тем, что Франсис не получит степени бакалавра, и настоял на поступлении мальчика в лицей Кондорсе. Франсис был тихим и смирным учеником, однако большого интереса к лицейским предметам не проявлял и с трудом переходил из класса в класс. По четыре часа в день он отдавал музыке, знакомился с новинками, занимался сольфеджио и теорией с итальянцем Миччиоли (виолончелистом из Ножан-сюр-Марн). К четырнадцати годам юный музыкант уже знал и неплохо для своего возраста играл «Шесть пьес» Шенберга, «Allegro barbaro» Бартока, пьесы Стравинского, Дебюсси, Равеля.
В 1915 году у Франсиса созрело решение специализироваться на фортепиано. С Пуленком согласился заниматься прекрасный пианист и педагог, один из лучших интерпретаторов Форе и Равеля, Рикардо Виньес. При первой встрече Франсис играл «Венский карнавал» Шумана и несколько прелюдий Дебюсси. Учитель и ученик сразу же понравились друг другу, и занятия начались. «Виньес был изысканным человеком; необыкновенным идальго, с огромными усами, в коричневом сомбреро самого что ни на есть барселонского стиля и высоких ботинках с пуговицами, которыми он меня подталкивал, когда я промазывал по педали. Педализацией, важным фактором современной музыки, никто не владел лучше Виньеса. Как ему удавалось ясно играть в потоке педализации, также кажется парадоксальным. И какая наука стаккато! Известная пианистка Марсель Мейер, самая блестящая его ученица, говорила мне как-то, закончив играть «Петрушку» (Стравинского.— Я. М.): «Благодаря Виньесу это не так трудно, как думают» (Цит. по книге: Н. Hell . Francis Poulenc, musicien franijais. Paris 1958, p. 4 (далее: H. HelI. Francis Poulenc).). «Я обязан ему всем», — говорит Пуленк (Tам же, стр. 5.).
И действительно, исполнительское мастерство, литературный вкус, первые композиторские опыты, а также знакомство с такими людьми, как Эрик Сати и Жорж Орик, ставшими в дальнейшем ближайшими друзьями Франсиса, — все это связано для Пуленка с Рикардо Виньесом.