Глава I. Детские и юношеские годы. Первые произведения (продолжение)
Глава №2 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюМузыка и театр входят в жизнь Франсиса рано. Словно символически двухлетнему ребенку преподносят миниатюрное детское пианино — «мое до-ре-ми», как прозвал его мальчик. Разложив на пюпитре красочные проспекты больших магазинов, он объяснял всем, что играет по нотам. С четырех лет с ним исподволь начала заниматься мать, и к пяти годам Франсис мог уже кое-что сыграть, хотя его вовсе нельзя было назвать вундеркиндом.
Из рассказов дядюшки Папума, брата матери, Франсис узнает прославленные имена выдающихся актеров — Сары Бернар, Габриель Режан, Люсьена Гитри. В доме родителей часто появляется певец Эдмон Клеман, который водит семилетнего малыша в «Опера-комик». Яркие театральные впечатления, интересные гости, музыка — как в концертах, так и дома — все это, безусловно, в значительной мере формировало будущего композитора.
Когда Франсису исполнилось восемь лет, родители поручили его музыкальное образование заботам мадемуазель Буте де Монвель, опытному педагогу, племяннице Сезара Франка. Мадемуазель де Монвель появлялась в доме каждый вечер после возвращения Франсиса из лицея. Он занимался с охотой и даже днем, между уроками, если удавалось выкроить несколько свободных минут, спешил к пианино, чтобы поиграть с листа.
Вскоре Франсис впервые услышал музыку Дебюсси — «Танцы священный и светский» для арфы и струнного оркестра. Они настолько поразили его воображение непривычными созвучиями и красочностью, что пробудили у мальчика желание самому попробовать писать. Франсис сочинил несколько небольших фортепианных пьесок. Втихомолку от отца, в страхе, что «плохой» вкус рассердит его (отец признавал лишь классические авторитеты), мальчик раздобыл «Сады под дождем» и «Вечер в Гренаде» Дебюсси. И хотя сам он навряд ли мог сыграть столь сложные пьесы, одно только обладание нотами доставляло ему истинное удовольствие. В 1910 году из-за наводнения в Париже семья временно перебралась в Фонтенбло. Для одиннадцатилетнего мальчика такой переезд оказался большим событием. Его ненасытная жажда чтения нот постоянно требовала пищи. Особенно усилилась тяга к вокальной музыке — Франсис подолгу просиживает за роялем и поет своим детским меццо романсы Шумана и Форе, Дюпарка и Дебюсси.
В Фонтенбло Франсис случайно купил «Зимний путь» Шуберта — произведение, по его признанию, сыгравшее немаловажную роль в решении стать музыкантом. Франсис без конца играл и переигрывал «Липу», «Ворона», «Шарманщика». Однако сильнее других его взволновала мелодия «Ложных солнц»: «Она и по сей день остается для меня самой прекрасной мелодией на свете... Даже и теперь, тридцать пять лет спустя, эта мелодия заставляет меня волноваться» (J. Rоу. Francis Poulenc, p. 23.).