Глава I. Детские и юношеские годы. Первые произведения
Глава №1 книги «Франсис Пуленк»
К следующей главе К содержаниюФрансис Пуленк родился в Париже. Дом богатых предпринимателей Пуленков стоял в центре города на площади Соссе, неподалеку от Елисейских Полей. Ныне фасад дома украшает мемориальная доска: «В этом доме родился 7 января 1899 года Франсис Пуленк, французский музыкант». Предки Франсиса по отцовской линии были выходцами из Аверона, с юга Франции. Дед композитора — аббат Жозеф Пуленк — занимал должность кюре в Ивр-сюр-Сен департамента Аверон. Мать Франсиса — Женни Руайер — истая парижанка, ведет свою родословную из семьи искусных ремесленников: краснодеревщиков, ковроделов, бронзировщиков. В то же время обширные духовные интересы семьи Руайеров касались театра, музыки, живописи, литературы. В доме матери существовал своеобразный культ искусства; имена композиторов, писателей и артистов произносились здесь с восторгом и преклонением. И здесь Франсис, занимаясь игрушками, прислушивался к разговорам о театрах, анонсах, концертах.
В отличие от Руайеров, семья Эмиля Пуленка заботилась главным образом о соблюдении религиозных традиций, признавая из всех видов искусств только серьезную музыку. Отец Франсиса любил слушать Бетховена, Берлиоза, Франка, Массне, не пропускал концертов Колонна и премьер «Гранд-Опера», но сам ни на каком инструменте не играл.
Женни Руайер была превосходной пианисткой. Она брала уроки игры на фортепиано у ученицы Листа мадам Рисс-Арбо. Мать старалась привить Франсису и его сестре с раннего возраста вкус к музыке. Она часто играла им Моцарта, Шуберта, Шопена, Шумана, лирические пьесы Грига, Антона Рубинштейна. Детские впечатления оказались сильными и устойчивыми: Моцарт на всю жизнь остался самым любимым композитором Пуленка.
Если эстетическим и музыкальным вкусом Франсис во многом обязан матери, о чем он пишет в посвящении к опере «Диалоги кармелиток» («Посвящается памяти моей матери, открывшей мне музыку, Клоду Дебюсси, который привил мне вкус к композиции, Клаудио Монтеверди, Джузеппе Верди, Модесту Мусоргскому, служившими мне примерами» («Dialogues des Carmelites». Paris, Ricordi, 1957).), то с именем отца и, вероятно, деда по отцовской линии связана другая сторона его духовной жизни. Речь идет о религиозных мотивах творчества Пуленка, о резком контрасте, бросающемся в глаза сразу же после первого знакомства с его произведениями. «В этом музыканте монах сочетается с влюбленным денди, крестьянин с добрым и нежным шалопаем», — справедливо отмечает французский музыковед Клод Ростан (Цит. по книге: Э. Журдан-Моранж. Мои друзья музыканты. М., «Музыка», 1966, стр. 155.). Дед и отец Пуленка были ревностными католиками.
В семье матери Франсиса вера никогда не занимала такого большого места. И после ранней смерти отца, который умер, когда сыну было восемнадцать лет, Пуленк на продолжительное время охладел к религии. Только значительно позже, в 1936 году трагическая смерть одного из ближайших друзей Пуленка, композитора и критика Пьера-Октава Ферру, оказалась тем толчком, который разбудил дремавшие в нем до тех пор религиозные чувства. Во время паломничества к Рокамадурской святыне, после этого трагического известия, Пуленк чуть ли не в тот же день начал писать «Литании к черной Рокамадурской Богоматери» — первое из хоровых духовных произведений.