Глава I. Детские и юношеские годы. Первые произведения (продолжение)
Глава №4 книги «Франсис Пуленк»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюФрансис быстро сдружился с Ориком, который по сравнению с Пуленком всегда казался умудренным опытом старцем, хотя они были ровесниками. Орик увлекался самыми различными стилями, на его пианино можно было увидеть партитуры полифонических мастеров XVI века, оперетты Мессаже, «Лунного Пьеро» Шенберга, «Allegro barbaro» Бартока.
«Скороспелость Орика во всех областях была такова, что в четырнадцать лет его сочинения уже играли в Национальном Музыкальном Обществе. В пятнадцать лет он дискутировал о социологии с Леоном Блуа, о теологии с Маритеном. Семнадцати- летнему Орику Аполлинер читал свои «Груди Тирезия», спрашивая совета» (F. Poulenc . Entretiens avec Claude Rostand. Paris, 1954, p. 38.).
Дружбе Пуленка с Ориком суждено было сохраниться надолго. Многие годы Франсис Пуленк советовался с Ориком, как со старшим, с учителем. Оба они, разделяя вкусы друг друга, восторгались поэзией Элюара; даже произведения их звучали рядом: Дягилев ставил балеты «Лани» (Пуленк) и «Несносные» !(Орик) один за другим. Принимая участие в первой постановке «Свадебки» Стравинского, друзья исполняли две из четырех партий фортепиано. К сожалению, на самых первых спектаклях в 1923 году Пуленку участвовать не пришлось — он внезапно заболел желтухой. Но в дальнейшем он выступал в ансамбле не менее сорока раз.
Часто друзей можно было встретить в обществе Раймонды Линосье, подруги детства Франсиса. К несчастью, она рано умерла; в 1942 году, через десять лет после ее смерти, Пуленк отдал дань старой дружбе, посвятив памяти Раймонды Линосье балет «Примерные животные». Раймонда была способной и разносторонней девушкой: работая адвокатом в парижском суде, она успевала заниматься археологией в музее. Ее увлечение литературой было близко Франсису, и они вместе читали и обсуждали произведения Бодлера, Верлена, Малларме.
Раймонда Линосье ввела Пуленка в литературный кружок, благодаря чему он получил возможность присутствовать на собраниях литературной элиты, происходивших в книжной лавке Адриенны Монье на улице Одеон. «Это она в 1916 году заставила меня переступить порог одной из самых известных книжных лавок... она была духовным гидом моей юности» (Цит. по книге: J. Roy. Francis Poulenc, p. 26.).
Встречи с видными писателями и поэтами стали важным стимулом литературного развития Пуленка (влечение к поэзии проявилось у него еще в детстве — в возрасте десяти лет Франсис уже знал наизусть «Явление» Малларме). Частым гостем «салона», расположенного в задней комнате книжной лавки на улице Одеон, был Гийом Аполлинер. Здесь Пуленк познакомился с Леоном Полем Фаргом, слышал, как Поль Валери читал «Морское кладбище», Клодель — «Медведя и Луну», а Андре Жид — «Возращение блудного сына». Там же Эрик Сати в один из вечеров показал своего «Сократа». Позднее Пуленк, вспоминая эту музыку, писал: «Я не могу слышать последней страницы этого триптиха — «Смерть Сократа» — без спазма в горле. Приходит на память первое чтение с фортепиано в известной парижской книжной лавке у Адриенны Монье — Жид, Клодель, Валери, Фарг, Пикассо, Брак, Дерен, Стравинский и другие собрались послушать замечательное сообщение мага Аркея (Аркей — местечко под Парижем, где жил Сати.). Все были поражены качествами и многоплановостью шедевра, этим уроком величия и честности» (F. Роulепс. Moi et mes amis, p.90). Наконец, там же, на улице Одеон, эскортируемый Бретоном и Арагоном, появился впервые для Пуленка Поль Элюар, сыгравший такую громадную роль в его жизни.
Знакомство с лучшими литературными произведениями современников имело для Франсиса Пуленка большое значение, оно способствовало проявлению в дальнейшем одной из самых удивительных черт его дарования — тонкому чувству мелодической вокальной линии, проявившемуся уже в таком раннем произведении, как «Бестиарий, или Кортеж Орфея» на стихи Гийома Аполлинера, написанный им в возрасте девятнадцати лет.