Пуччини. Опера «Плащ». Сюжет
Глава №145 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюОпера в одном действии. Либретто Джузеппе Адами.
Премьера — 19 января 1919 г. в Париже.
Действующие лица: Марсель, хозяин баржи — баритон; Жоржетта, его жена — сопрано; Анри, грузчик — тенор; Треска, грузчик — тенор; Крот, грузчик — баритон; Тетушка Сорока, его жена — альт; Уличный певец — тенор; Влюбленная пара — меццо-сопрано и тенор; рабочие, уличные певцы, шарманщик.
Действие происходит на борту баржи в начале XX века.
К набережной Сены пришвартована баржа Марселя. Нагружают последние мешки. Хозяин баржи угрюмо смотрит в реку.
Жена его, Жоржетта, угощает вином изнуренных жарой грузчиков. Муж медленно спускается внутрь баржи.
На берегу наигрывает вальс старая шарманка. Уличный певец раздает текст песенки. Анри и Жоржетта танцуют под звуки шарманки, но когда появляется хозяин, они внезапно останавливаются.
Марсель чувствует, что жена что-то таит от него. Жоржетта тоже замечает подозрения мужа. За их словами скрывается недоверие, боязнь и презрение.
Жена одного из грузчиков, по прозвищу Сорока, приходит за своим мужем. В то время как все жалуются на свою горькую жизнь, она вместе со своим мужем, Кротом, поет об их давнишней мечте: покинуть Париж, покинуть набережную Сены... отдохнуть в сладостной тиши какой-нибудь далекой деревушки.
Жоржетта слушает тоскливые слова. Но она мечтает совсем о другом: она страстно любит большой город, Париж, веселье окраин, их бурлящую жизнь. Она уже не выносит однообразной, скучной жизни на барже.
Откуда-то доносится песня...
Анри и Жоржетта задумчиво слушают, их обоих терзает мрачная мысль: а что, если муж и хозяин узнает об их тайне, об их любви.
Молодую женщину гнетут дурные предчувствия, Анри хочет ее успокоить.
Внезапно снова появляется Марсель. Юноша просит хозяина не брать его с собой в следующий рейс, но затем, подчиняясь словам Марселя, остается в услужении у него.
Муж опять спускается внутрь баржи, но его не оставляет чувство тревоги. Разговор между влюбленными становится напряженным.
— Почему ты сказал, что хочешь уйти?
— Я не хочу делить тебя с другим!
Беседа молодых становится все более страстной. Юноша обнимает женщину, и они уговариваются встретиться через полчаса. Жоржетта подождет, пока муж ее уснет, и тогда зажжет на борту спичку: это будет знаком того, что путь свободен.
Темнеет...
Влюбленные расстаются, Жоржетта устало сидит на палубе баржи. Из тумана возникает фигура Марселя. Он спрашивает жену, почему она перестала любить его? Он припоминает счастливые дни их любви, когда целыми ночами сидели они здесь на палубе, обнявшись, завернувшись в тот же плащ, что и сейчас на нем.
Женщина умоляет не тревожить прошлого: лучше она пойдет спать. Муж горько замечает: — Давно тебе не спится по ночам. — Но он очень любит ее, хочет снова обнять и просит остаться с ним, рука об руку, до самой смерти: он все простит.
Женщина, однако, остается холодной. Любовные воспоминания ее уже не волнуют. Когда она удаляется в глубь баржи, муж кричит ей вслед: шлюха!
Марсель остается на палубе. Ему не спится. Он чувствует, что все потеряно. Он хорошо знает, что Жоржетта не спит по ночам, и знает, почему, только неуверен еще, кто его соперник, кто похитил у него жену.
Взгляд его устремляется в темные воды Сены. Он смотрит на ленивую черную воду, будто ожидая от реки ответа на свой мучительный вопрос. Глубь реки, быть может, вернет покой его взволнованной душе.
Он закуривает трубку.
Анри, ожидающий на набережной, думает, что вспыхнувший огонек зовет его!
Он устремляется на баржу, не узнавая в темноте хозяина, принимая его за любимую.
Марсель хватает его и начинает душить. Напрасно выхватывает Анри кинжал, Марсель вырывает его и душит соперника.
Заслышав голос Жоржетты, Марсель покрывает труп своим плащом.
Женщину терзает страх. Она испуганно спешит на палубу, пытается умиротворить мужа и, как некогда, хочет к нему прильнуть... Тот зовет ее: залезай под плащ!
Но едва Жоржетта приближается, Марсель раскрывает плащ, из-под которого к ногам женщины падает тело мертвого Анри.
Жоржетта с душераздирающим криком бросается на труп убитого возлюбленного.