Пуччини. Опера «Плащ»
Глава №144 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюБлагодаря своему мировому успеху Пуччини часто должен был выезжать за границу. Был он и в Париже, где его окружали восторженным вниманием, но, судя по письмам, он чувствовал себя неважно:
«Парижем я сыт по горло. Ненавижу это множество любопытных. Не могу работать. Нервы сдают, не имею покоя, мира. В тягость мне и множество приглашений. Некоторые обязательные визиты делают меня больным на много дней. Салонная жизнь — не по мне. Для чего я должен стоять перед людьми, словно идиот?»
Перегруженный и все же скучающий, композитор однажды забрел в театр «Гранд-Гиньол». Это было странное и ошеломляющее заведение. Дирекция его ставила своей целью постановку спектаклей, которые захватывали бы зрителя не столько своей художественностью, сколько кровавым, полным ужасов сюжетом. Постоянный реквизит театра ужасов: яд, кинжал, камера пыток, палаш, револьвер и прочие средства убийства. В нашу задачу не входит анализ общественных истоков происхождения этого «жанра». Известно, что он мог расцвести лишь на почве упадочного общества, там, где только с помощью постоянного щекотания нервов, постоянной напряженности можно заставить забыть действительные проблемы и волнения жизни. Театр «Гранд-Гиньол» — это «ядовитый цветок» упадочного буржуазного искусства, волнующий своими кричащими красками и зловонным запахом тех, кто по отношению к настоящему искусству и красоте уже оглох и стал равнодушен и недоверчив.
В 1914 году, непосредственно перед мировой войной, театр «Гранд-Гиньол» поставил пьесу Гольда «Плащ». Пуччини, посмотрев ее, сразу же увидел в ней подходящий материал для либретто одноактной оперы.
Адами, по указаниям Пуччини, удачно переработал пьесу в оперное либретто, приобревшее при этом более широкую и правдивую окраску. Фоном, на котором разыгрывается действие, является набережная Сены — перед нами оживают грузчики, тряпичники, бродяги, шарманщики, — словом, люди, на долю которых в «городе света» достались лишь темнота, нужда и существование без уверенности в завтрашнем дне.
Сена — последнее прибежище. Тут никто не спрашивает: кто ты, откуда и куда... если мешок тебе по силам — работай, покуда сил хватает, упадешь — придут на твое место другие и продолжат этот однообразный путь от берега к барже и от баржи обратно на берег... Где-то вдали светят волшебные огни ночного Парижа — рекламы шампанского и увеселительных заведений, гирлянды фонарей на бульварах и зеркальные витрины магазинов.
Здесь, на набережной Сены, темно. Туман опускается на лениво покачивающиеся барки, под мостами Сены сгущается ночь...
Некоторые стремятся отсюда прочь: рабочий и его жена из «Плаща» мечтают о дальних садах, о спокойном домашнем очаге. Но есть и такие, как Марсель, жизнь и мысли которого целиком связаны с ленивой водой и с тем особым обществом, существование которого обеспечивает Сена.
С этим окружением либреттист Пуччини связал действие оперы, так что произведение лишилось тех отталкивающих черт, которые характерны для «Гранд-Гиньола», превратившись в драматическую картину, в которой оживает не только трагедия трех человек, но и Париж бедноты, и набережная Сены.
Уже и в предшествовавших произведениях Пуччини пытался использовать звуковые эффекты так называемой импрессионистской музыки. Наряду с мелодиями итальянского характера, все большее значение приобретают у него те живописные цветовые эффекты, которые делают весьма вероятным, что Пуччини знал музыку Дебюсси и его метод богатой звуковой окраски.
В «Плаще» сливаются воедино итальянская мелодия и колорит импрессионистской музыки. Пуччини широко использует красочные возможности оркестра; таким образом, не только либретто, но и богатство музыки передает ощущение набережной Сены на закате, воды, качающей огни фонарей, красок Парижа в туманной дали.
«Плащ» является одной из трех одноактных опер так называемого «Триптиха». Первая постановка состоялась 19 января 1919 года и прошла с громадным успехом.