Исторический фон оперы «Симон Бокканегра»
Глава №115 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюОпера Верди уводит слушателя в Геную XIV века.
Это было начало эпохи Возрождения. Наряду с феодальным господством, основанным на землевладении, все более выступает на первый план новая общественная сила, в лице денежных менял, торговцев, ремесленников, банкиров, — словом, авангарда буржуазии.Наряду с возможностями, даваемыми состоянием и эксплуатацией крепостных, все более заманчивыми становятся возможности, которые открывает море: не только тысячи приключений, героическая борьба, удивительные неожиданности, но и обладание новыми, дотоле недоступными землями, сокровищами, о которых в прошлом было известно лишь по сказкам, по легендам, сотканным из фантазии и действительности.
Морские путешествия принуждают к изучению все новых и новых наук. Старая, основанная на суеверии астрология не стоит и гроша, если моряк хочет определить свое местонахождение в океане и правильный маршрут. Начинают бурно развиваться астрономия, картография, прикладная математика и все науки, питающиеся знаниями, взятыми не из старинных пергаментов, а из действительной жизни.
Вслед за авантюристами-завоевателями идет итальянский купец, который заключает выгодные договоры по купле-продаже, ищет товары на обмен и старается продать с наибольшей прибылью изделия итальянских ремесленников. С развитием международной торговли все большее значение приобретают деньги, и это новое средство торговли совершает переворот во всей экономической жизни Европы. Помещик-феодал, даже обладающий огромными землями и политической властью, вынужден поддерживать связь с новыми властителями, которые, не обладая, или почти не обладая земельными владениями, имеют в руках ключ новой экономики — золото. Так возникли великие династии менял и банкиров, маленькие короли, которые захватили в свои руки власть над многими итальянскими городами-государствами.
Мореплавание, становящееся благодаря астрономии все более безопасным, открыло перед Италией полные сокровищ порты Ближнего и Дальнего Востока. Встреча с восточной культурой также имела революционное значение. Арабская культура еще хранила памятники античной греческой жизни, которые она дополнила своими знаниями. Оказалось, что наряду с христианским миром существует еще и другая великая культура, в противоположность средневековой строгости европейцев проповедующая удобства, красоту, счастье и гармонию жизни. Попавшие на восток крестоносцы или купцы оставили на родине неприветливые дома из грубого камня, годящиеся скорее быть крепостью, а не жилищем. А на востоке их ожидали сказочно роскошные дворцы, летние беседки, прекрасные сады, а в богатых домах европейского посетителя или покорителя очаровывали мягкие ковры, невиданные музыкальные инструменты, ювелирные изделия.
Люди все менее доверяют философии, проповедующей убожество «этого света» и восторги «того света». «Юдоль скорби» христианского средневековья, то есть весь окружающий мир, они стремятся преобразить так, чтобы он явился достойной копией скорее воображаемого, чем научно познанного мира древних Афин. Вместо дерюги они мечтают о шелке и бархате, вместо тяжелых доспехов — о воротниках из венецианских кружев, мантиях из богатой парчи. Среди религиозных песнопений все чаще слышна светская музыка, звуки лютни, скрипки, голоса певцов. Темой музыки являются теперь уже не только страдания Спасителя или слова Господа на кресте, но и серенада даме, баллада о рыцарских состязаниях или о приключениях героя. Затем в музыку все шире вливается запрещенная народная музыка.
Это удивительный, клокочущий, бурлящий мир. Италия подобна вулкану: жажда знания, языки пламени прогресса и свободомыслия вырываются на поверхность то тут, то там.
Действие оперы «Симон Бокканегра» происходит в Генуе, в этом большом приморском городе, который только что оправился от многовековой братоубийственной борьбы гвельфов и гибеллинов. Гибеллины поддерживали германского императора, долгое время господствовавшего на итальянской земле, гвельфы же стояли на стороне пап. Приверженцы обеих партий заботились, конечно, в первую очередь о своих собственных интересах, и не раз случалось, что полководец отправлялся на поле брани гвельфом, а возвратившись, поднимал знамя гибеллинов. Вековая борьба стоила итальянскому народу много крови и страданий. Ибо наемные солдаты безжалостно уничтожали все, попадающееся им на пути, а когда дело касалось добычи, их не очень-то интересовало, сторонниками какой партии являются жители.
В середине XIV века в Генуе правили знаменитые семейства патрициев. Все они были гибеллинами. Правление находилось в руках семейств Гримальди, Дорина, Спинелли, Фьеши. Их корабли изъездили весь мир. Простой народ, обреченный на нищенское существование, в сентябре 1339 года взбунтовался против кабальной власти патрициев. Повстанцы избрали своим вождем выходца из народа, Симона Бокканегру.
Под водительством нового дожа Генуя стала соперницей владыки морей, Венецианской республики. Выдающийся флотоводец, адмирал Эжидио Бокканегра, брат дожа, объединившись с кастильским королем Альфонсом XI, во главе генуэзского флота одержал победу над маврами.
Однако отторгнутые от власти патриции не хотели терпеть господство плебея Бокканегры. Многие из них покинули Геную, чтобы подстрекать алчных чужеземных монархов и города-государства, соперничающие с Генуей, к нападению на нее. Некоторые же, как, например, Карло Фиеско и Габриэле Адорно, подготавливали восстание внутри страны.
После смерти Бокканегры, когда правителем Генуи стал его сын, Джанбатиста Бокканегра, изменники с помощью французов напали на город. Юный Бокканегра был схвачен и обезглавлен.