Опера Джузеппе Верди «Симон Бокканегра»

12.01.2011 в 18:15.
Опера Верди «Симон Бокканегра» / Simon Boccanegra

Опера в трех действиях с прологом Джузеппе Верди; либретто Ф. М. Пиаве, основанное на драме Антонио Гарсиа Гутьерреса.
Первая постановка: Венеция, театр «Ла Фениче», 12 марта 1857 года.

Действующие лица: Симон Бокканегра, плебей, дож Венеции (баритон), Амелия Гримальди, его дочь (сопрано), Якопо Фиеско, ее дед (бас), Габриэль Адорно, молодой патриций (тенор), Паоло Альбиани, канцлер (баритон), Пьетро, сенатор (бас).

Действие происходит в Генуе с 1339 по 1363 годы.

Бывший корсар Симон любит Марию, дочь дожа Генуи Фиеско. У них родилась дочь. Однако Фиеско против связи Марии с простолюдином. Вскоре Симона избирают дожем Генуи вместо Фиеско. Но его преследуют несчастья. Дочь похищена, Мария умирает. Только любовь народа согревает его душу.

Прошло много лет. Дочь Симона Амелия воспитывается в семье аристократа Гримальди, у которого скрывается Фиеско, готовящий заговор против Симона. Амелию любит Габриэль Адорно. Но Гримальди хочет отдать ее за секретаря дожа Паоло. Фиеско под видом патера Андреа готов помочь Габриэлю, но требует соучастия в заговоре. Появляется Бокканегра. В разговоре с Амелией он понимает, что перед ним дочь. Девушка умоляет его не принуждать ее к браку с Паоло. Симон соглашается. Возмущенный отказом Паоло решает украсть Амелию с помощью друга Пьетро. Однако на помощь девушке приходит Габриэль. В схватке он убивает одного из приближенных Паоло. Его вместе с «патером» арестовывают и приводят к дожу. Габриэль бросается на Симона с ножом, думая, что это он велел похитить возлюбленную. Но Амелия, встав между ними, защищает отца. Симон приказывает Паоло разобраться с этим делом.

Паоло хочет захватить власть в городе. Он подсыпает яд в бокал Симону. Затем вызывает арестованных. Пытаясь отвлечь от себя подозрение в заговоре, Паоло предлагает «патеру» убить дожа. Фиеско гневно отвергает гнусное предложение. Габриэль также не хочет участвовать в этом. Но Паоло уверяет его, что Амелия — любовница дожа. И Габриэль уступает. Он прячется в кабинете Симона за ширму. Когда все уходят, в кабинете появляется Амелия в домашнем платье. Подозрения Габриэля усиливаются. Заметив его, девушка вскрикивает. На гневные вопросы она отвечает, что любит дожа, но не успевает объяснить причины чувства, так как в комнату входит Симон. Габриэль вынужден спрятаться. Ему не слышен разговор Амелии с дожем, в котором девушка говорит отцу о своей любви к Габриэлю. Бокканегра показывает дочери документы, подготовленные Паоло. В них доказывается принадлежность Габриэля и «патера» к заговору. Амелия умоляет отца повременить с приговором. Бокканегра решает подождать до утра. Оставшись один, Симон выпивает бокал с отравленной водой и засыпает. Выйдя из укрытия, Габриэль подходит к спящему, чтобы убить его. Но почувствовавшая неладное и вовремя возвратившаяся Амелия вновь спасает отца от удара кинжалом. Она наконец-то может сказать возлюбленному, что Симон — ее отец. Бокканегра слышит разговор. Он все понял и простил Габриэля. Если тот не любит Геную, то может идти к заговорщикам. Потрясенный Габриэль клянется в верности правителю.

Парадный зал во дворце. Капитан стражи возвращает шпагу Фиеско. Он свободен. Мимо проводят под конвоем Паоло. Он проиграл и с ненавистью кричит, что отравленный Симон умрет раньше него. Появляются дож, Амелия с Габриэлем и придворные. Фиеско откидывает капюшон рясы. Симон узнает своего бывшего врага и обнимает. Затем, покачнувшись, садится в кресло. Взволнованный Фиеско сообщает, что Бокканегра отравлен секретарем. Симон чувствует, что умирает. Он благословляет дочь и Габриэля, который станет его преемником, заклиная их любить родной город. Амелия с плачем припадает к мертвому отцу.

Е. Цодоков


«Не занимаюсь ничем, не читаю, не пишу. Брожу по полям с утра до вечера и стараюсь — до сих пор безуспешно — вылечиться от тошноты, которая осталась у меня после „Сицилийской вечерни“», — так описывал Джузеппе Верди свое душевное состояние в апреле 1856 года. Впрочем, бездействие не было долгим: композитор перерабатывает «Стиффелио», а в августе принимается за работу над новым произведением — оперой «Симон Бокканегра».

Либретто написал Франческо Пиаве, а за основу оперы была взята одноименная драма Антонио Гарсия Гутьерреса. Второй раз Дж. Верди обратился к творчеству этого испанского драматурга, и многие черты роднят сюжет оперы «Симон Бокканегра» с «Трубадуром»: средневековая обстановка, запутанная интрига. Некоторые важные события представлены не непосредственно, а в рассказах персонажей: о несчастной любви заглавного героя и Марии Фиеско зритель узнает из рассказа Паоло, об исчезновении их дочери — из рассказа Бокканегры. Но если в опере «Трубадур» действовали вымышленные персонажи, то Симон Бокканегра и его преемник Габриэль Адорно — реально существовавшие политические деятели. Более того, можно указать точную дату начала событий оперы — 24 сентября 1339 года, именно в этот день Симон Бокканегра — бывший пират — стал первым всенародно избранным дожем Генуи. Правда, исторический Бокканегра не был таким романтично-благородным, как герой А. Г. Гутьерреса и Дж. Верди, а Адорно не был женат на его дочери — но для оперного жанра соответствие историческим фактам никогда не было главным требованием. Композитора привлекла возможность воплотить с углубленным психологизмом человеческую драму, разворачивающуюся на фоне широко разработанных хоровых сцен.

Как и в других творениях Дж. Верди, в опере «Симон Бокканегра» немало ярких контрастов — например, в прологе общественный триумф заглавного героя сопоставляется с его личным горем. Бокканегра предстает здесь в сумрачном колорите — как страдающий герой, разлученный с возлюбленной, но центральное место в прологе занимает не он, а его враг — Фиеско, охарактеризованный тяжелой аккордовой темой с жестким гармониями. Подобные аккорды сопровождают Фиеско и в финале оперы, когда он сообщает отравленному Симону о приближающейся смерти. «Для партии Фиеско нужен глубокий голос с несколько жестким, безжалостным, пророческим и мрачным оттенком. Пожалуйста, найдите мне исполнителя с нижним фа и „стальным“ голосом», — так говорил композитор об этом персонаже.

Столь же значительные требования предъявлял композитор к исполнителю роли предателя Паоло: «Партия Паоло очень значительна; абсолютно необходим баритон, который был бы хорошим актером; эта партия, плохо исполненная, может погубить всю оперу». Центральное место в музыкальной характеристике этого персонажа занимают декламационные эпизоды, а угловатые интонации предвосхищают образ другого предателя — Яго в опере «Отелло».

В музыкальной характеристике Бокканегры особое место занимает скорбно-сосредоточенная сцена-монолог во втором акте. Зарубежные музыковеды отмечали интонационное сходство между этой сценой и монологом Бориса Годунова в опере М. П. Мусоргского.

Единственная среди героев оперы «Симон Бокканегра» женщина — Амелия — многими чертами напоминает Джильду в «Риголетто». Ее музыкальная характеристика полна изящных, грациозных, трогательно-поэтичных мелодий. В сцене-дуэте с нею Бокканегра раскрывается как любящий отец.

Но есть в произведении еще одно «действующее лицо» — море (ведь главный герой — бывший корсар). Во вступлении к первому акту оно изображено зыбкими, переливчатыми созвучиями, в финале — широко льющейся мелодией на фоне остинатного аккомпанемента.

Опера «Симон Бокканегра» была впервые представлена в венецианском театре " Ла Фениче» 12 марта 1875 года. К глубокому разочарованию композитора, она потерпела фиаско — публике она показалась мрачной, переполненной монотонными речитативами, а за развитием сюжета трудно было уследить. Много лет спустя Дж. Верди вернулся к этому произведению, попросив Арриго Бойто переработать либретто.

В новой редакции оперы «Симон Бокканегра» была усилена драматическая выразительность оркестра, устанавливающего связь между отдельными эпизодами посредством тематических реминисценций, большую психологическую достоверность приобрели речитативы. Появилась сцена в сенате, которая — по мысли Дж. Верди — призвана была придать «разнообразие и некоторую живость слишком мрачному колориту драмы». Центральным ее моментом становится патетический монолог Бокканегры, а также ансамбль, в котором каждый из персонажей сохраняет свою индивидуальность: страстный Габриэле, суровый Фиеско, коварный Паоло.

Дж. Верди любил свою оперу «Симон Бокканегра», причиной ее неуспеха считал неудачное исполнение. И все же сценическая судьба даже новой редакции этого произведения оказалось не такой счастливой, как у многих других творений Дж. Верди: оперу ставят не особенно часто.

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова