Рихард Штраус. Опера «Саломея»
Глава №78 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюОпера в одном действии. Либретто по драме Оскара Уайльда, на немецком языке написано Гедвигой Лахман.
Премьера — 5 декабря 1905 года в Дрездене.
Действующие лица: Ирод — тенор; Иродиада — меццо- сопрано; Саломея — сопрано; Иоканаан — баритон; Нарработ — тенор; Мальчик, прислужник Иродиады — альт.
Действие происходит в Иерусалиме в начале христианской эры.
Из дворца царя Ирода доносится шум пиршества, струится наружу свет факелов. Падчерица царя, Саломея, выходит на прохладный двор, так как чувствует на себе все более требовательные, все более угрожающе жадные взгляды царя. Сириец Нарработ, начальник дворцовой стражи, влюбленно следит за Саломеей и восклицает:
«Как прекрасна сегодня ночью царевна Саломея!»
Девушка прислушивается к голосу, доносящемуся из бывшего глубокого водоема: это голос Иоканаана, пророка новой веры. Саломея хочет увидеть его. Напрасно старается сириец противостоять ей, говоря, что строгий приказ запрещает выводить Иоканаана из подземной тюрьмы. Саломея настаивает, и влюбленный Нарработ не может больше противиться ее желанию. Он приказывает вывести пророка. Появляется истощенный, измученный лишениями и страданиями Иоканаан.
Грозными словами бичует он преступного царя Ирода, царицу Иродиаду, погрязщих в грехе.
Саломея, как зачарованная, слушает пламенную речь. Все ближе и ближе подходит она к пророку: «Я хочу твоего поцелуя, Иоканаан!»
Пророк с отвращением отвергает желание Саломеи, но она исступленно требует его поцелуя. Тогда он проклинает ее и возвращается в служащую ему тюрьмой цистерну.
Нарработ, в отчаянии и ужасе наблюдающий, как Саломея осаждает пророка, убивает себя. Ирод, вышедший со своей свитой во двор, видит труп несчастного Нарработа.
Непобедимое вожделение влечет царя к падчерице. Он и сейчас пытается приманить ее к себе. Но Саломея решительно отталкивает его.
Из-под земли снова и снова слышатся слова пророка. Иродиада хотела бы заставить замолчать этот голос, посылающий им проклятия, но царь щадит пророка. В словах Иоканаана он чувствует предупреждения святых и ясновидцев.
Чтобы выйти из стесненного положения, Ирод просит Саломею исполнить какой-нибудь танец. Саломея ставит лишь одно условие: Ирод должен покляться по окончании танца исполнить ее желание. Царь соглашается. И вот, сначала медленно, устрашающе, потом все более быстро и возбужденно, все более опьяняюще развертывается танец Саломеи, танец семи вуалей. По окончании танца Саломея в изнеможении падает к ногам царя и высказывает свое желание: в награду за танец царь должен подарить ей голову Иоканаана.
Ирод согласен на все, только бы освободиться от данной им клятвы. Он предлагает свой дворец, все сокровища страны, но Саломея непреклонна. Довольная Иродиада снимает с пальца Ирода кольцо с печатью, которой скрепляются смертные приговоры.
Палач спускается в цистерну. Наступает молчание, от которого стынет кровь... Наконец, появляется блюдо и на нем отрубленная голова Иоканаана. Саломея, обезумев от страсти, припадает к мертвым устам.
Ирод содрогается от ужаса. Потом отдает дворцовой страже приказ: умертвить Саломею!
Оскар Уайльд, по драме которого было написано либретто оперы «Саломея», на пороге XX века был образцом для молодых денди всей Европы. У него заимствовали они вызывающую элегантность, сверкающее, подобно фейерверку, остроумие, фехтованье афоризмами; у него учились они нежно любить красоту, бархат, камеи, старинную живопись, великолепие серебряных изделий, старые крепкие вина, искать женственно утонченных, эксцентрических наслаждений.
Трагическим поворотом в жизни Оскара Уайльда был судебный процесс за «оскорбление общественной морали», окончившийся тюремным заключением. Униженный и посрамленный годами тюрьмы, он уже больше никогда не оправился. Ему пришлось еще при жизни увидеть, что мода на него прошла и интерес к нему угас.
С тех пор прошло 60 лет, и мы можем судить об Оскаре Уайльде правильнее, чем современная ему Европа. Теперь мы знаем, что поэт, создавший сказки о счастливом принце и эгоистичном великане, принадлежит к числу великих писателей. Мы знаем, что его «Баллада о Ридингской тюрьме» и потрясающие строки «Де Профундис» — настоящие разоблачения. За внешне пестрым фасадом его произведений скрываются подлинные красоты. Ныне воскресли также некоторые его драмы и, хотя они больше не кажутся зрителю «демоническими», как это было в начале века, тем не менее мы находим в них яркие, хорошо увиденные и великолепно переданные фигуры, замечательные ситуации, блестящие афоризмы.
Помимо перечисленных произведений Уайльда отметим «Кентервилльское привидение», «Портрет Дориана Грея», «Веер леди Уиндермер», а также сборник статей, в одной из которых он весьма остроумно подходит к неразрешенной и поныне проблеме Шекспира.
В образе действующих лиц оперы — Саломеи, Ирода, Иродиады — на сцену выведены действительно существовавшие исторические фигуры. В образе Ирода легенда и литература сливают воедино данные о нескольких следовавших один за другим еврейских царях по имени Ирод: 1. Ирод Великий (37—4 до н. э.) захватил с помощью Рима трон. Одержимый манией величия, он уничтожил большую часть своих родственников. Согласно евангелисту Матфею, на его совести лежит и избиение младенцев в Вифлееме. 2. Ирод Антип (4 до н. э.—37 н. э.), женой которого была Иродиада. Это по его приказу был умертвлен Иоканаан, то есть Иоанн Креститель. 3. Ирод Агриппа, приказавший бросить в темницу апостола Петра и обезглавить апостола Иакова. 4. Ирод Агриппа II. В его правление началась так называемая иудейская война, окончившаяся полным уничтожением иудейского государства. 5. Ирод Филиппос, муж Саломеи. Единственный отпрыск этого рода, с именем которого связаны лишь миролюбивые действия. Но титула царя он не имел.