Краткая биография Рихарда Штрауса
Глава №77 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюНа фасаде одного старого дома в Мюнхене красуется мемориальная доска: «Здесь родился 11 июня 1864 года выдающийся композитор Рихард Штраус». Семья Рихарда Штрауса направила его воспитание так, что едва только пробудилось его сознание, он уже начал впитывать в себя музыку, которая до конца оставалась главным смыслом и содержанием его жизни. Отец его, Франц Штраус (1822—1905), был настоящей знаменитостью в мюнхенской музыкальной среде: выдающийся трубач, не привыкший кланяться, упрямый музыкант, он не раз откровенно выражал свое мнение «верхам» оперного театра и оркестра. Он был хорошо образованным учителем музыки и руководился классическим принципом обучения: «без основательного знания творчества Баха, Гайдна, Моцарта и Бетховена никто не может стать настоящим музыкантом».
Едва достигнув пятилетнего возраста, Рихард Штраус начал учиться музыке. Игру на фортепиано ему преподавал выдающийся арфист мюнхенской придворной оперы Август Томбо, а в дальнейшем — Нист, Вальтер Бенно и придворный дирижер оркестра В. Майер. Но еще большее значение, чем это основательное и серьезное изучение музыки, имело для него то, что отец, обладавший исключительно широким кругозором, привлек его к участию в оркестре, где он получил опыт исполнения любой музыки — от танцевальной до симфонической. Таким образом, с техническими возможностями скрипки, нюансами деревянных духовых инструментов, мощью меди и одновременным звучанием ансамбля мальчик познакомился не по учебникам, а на основе живой, звучащей музыки.
По окончании гимназии Рихард Штраус поступает в университет, где знакомится с различными течениями своего времени в области литературы, философии, изобразительного искусства и эстетики. Большое влияние на формирование его мировоззрения оказал композитор и педагог Людвиг Туиль (1861—1907), не раз с ядовитой иронией высмеивавший преувеличения неистового вагнеризма.
На исключительно раннюю музыкальную зрелость юного Рихарда Штрауса указывают следующие биографические данные: в мае 1880 г. (в возрасте 16 лет) он заканчивает симфонию ре-минор в четырех частях. Спустя немного времени появляется струнный квартет, опус № 2. В возрасте 16—17 лет он пишет сонату ля-минор для фортепиано, серенаду для духовых инструментов и ряд других произведений. В 1885 году, едва достигнув 20 лет, он становится музыкальным директором мейнингенского ансамбля, а в 1886 году возглавляет мюнхенскую оперу. В 1890 году Рихард Штраус занимает пост дирижера в Веймаре, то есть становится преемником Листа. И, наконец, получает пост директора и главного дирижера берлинского Оперного театра.
Во время своей деятельности в Мейнингене Рихард Штраус познакомился с Александром Риттером (1833—1896), необыкновенно образованным музыкантом. Русский по происхождению, бывший член кружка Листа, Бюлова и Корнелиуса, он считался, согласно ироническому выражению, популярному в прошлом столетии, «музыкантом будущего». Риттер помог Штраусу преодолеть трудности, вытекающие из противоречий между консерватизмом музыкального обучения и ускоренным темпом современной жизни. Он раскрыл перед Штраусом глубокие и нестареющие ценности музыки Вагнера, осветил программное музыкальное искусство Листа, освободил молодого музыканта от пут мюнхенских традиций.
Рихард Штраус — композитор и дирижер — становится одним из самых видных музыкантов Европы. «Из Италии» (оп. 16), «Дон-Жуан» (оп. 20), «Смерть и просветление» (оп. 24), «Тиль Уленшпигель» (оп. 26), «Так говорил Заратустра» (оп. 30), «Дон-Кихот» (оп. 43), «Жизнь героя» (оп. 40), «Домашняя симфония» (оп. 53) и целый ряд сценических произведений: «Саломея» (оп. 54), «Электра», «Кавалер роз», «Ариадна на Наксосе» (оп. 58, 59, 60), — все эти произведения приобрели мировую известность, вызывая при своем появлении одобрение или порицание, но всегда возбуждая оживленный интерес во всем музыкальном мире.