Стиль «модерн» и литература
Глава №73 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюХарактерные черты изобразительного искусства начала века могут быть найдены нами и в других областях творчества. Изобилие украшений, мишура; красивость уже не чужды и литературе. Некоторые писатели с тщательностью ювелиров гранят, полируют и отглаживают самоцветы эпитетов и синонимов; психология, которая раньше была лишь одним из средств, теперь целиком заполнила роман, драму, поэзию; многие авторы даже стыдятся писать произведения, в которых было бы действие, то есть описание событий. Они хотели бы преподносить читателю блестящую радугу слов и клубящийся, как дым опиума, психологизм. К средствам воздействия этой тепличной литературы относится также эротика, все более выступающая на первый план. Писатели охотно обсуждают темы, которые еще недавно считались «неприличными». Каковы любовные фантазии девочки-подростка? Как звучит в спертом воздухе кухни или комнаты для прислуги первый поцелуй молодого барича? (Шнитцлер, «Хоровод».) Наряду с эротикой расцветает специфическая философия стиля «модерн», идущая по следам Оскара Уайлда и Фридриха Ницше. Читатели на рубеже двух веков не могут досыта насытиться блеском афоризмов, остроумием и фехтованием идей. Но все это не что иное, как фейерверк философских идей, за которыми нет ничего, кроме пустоты, зеванья и усталой скуки. Затем рядом с эротикой и философией шутих возникает когда-то весьма распространенное понятие, ныне сохранившееся лишь в энциклопедиях — дух «декаданса». Для него характерны усталость, пресыщенность, он видит нечто утонченное, изысканное, можно сказать, «аристократическое» в усталости, в руке, непригодной к труду, умеющей лишь ласкать благородные шелка и бархаты... Привлекателен скорбный взгляд, бледное лицо и томление, толкаюшее человека к небытию, к ничему. Становится модным все, что характерно для больших исторических переломов, тяготение к прошлому, куда зовит боги Эллады, жестокие, — но прекрасные ... притягивает к себе Возрождение, не знавшее других моральных норм, других божественных законов, кроме закона красоты, художественного совершенства и безупречно благородных произведений искусства. Рождается какое-то особое историческое миросозерцание, согласно которому в минувших эпохах привлекательны не столько добродетели, сколько пороки (Д'Аннунцио). Прекрасна жестокая улыбка Борджа, восхитителен бешеный танец вакханок, в конце его разрывающих на куски свою живую жертву. Прекрасен под жгучими лучами солнца мраморный античный алтарь, на котором, как рубины, блестят капли только что пролитой крови...
Естественно, что и в литературе стиля «модерн» были выдающиеся таланты. Среди них первым, пожалуй, следует упомянуть Гуго Гофмансталя.