Попытки создания нового стиля в искусстве
Глава №72 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюИстория искусств считает 1892 год годом зарождения стиля «модерн». В этом году группа мюнхенских художников и скульпторов — Штук, Уде, Келлер и ряд других — порвала с академией, с задающими тон выставочными галереями, с консервативной критикой я с самой официальной властью, чтобы, встав на собственные ноги, создать новое искусство, которое под знаком нового стиля, порвав с академизмом, обновило бы одряхлевшее изобразительное искусство конца XIX века. В этой попытке самым замечательным была смелость. Результаты же оказались гораздо менее значительными. Стиль «модерн» был подобен пышному тепличному цветку, слишком яркому, слишком ароматному и роскошному. На всех произведениях этого стиля, будь то живопись, графика, скульптура, архитектура или предметы прикладного искусства, лежал какой-то оттенок, характерный для «парвеню», богатых выскочек. Фронтоны зданий заполнялись украшениями из гипса, изразцов, металлических пластин, стекла, кованого железа; в живописи господствовали змеящиеся, капризно вихрящиеся линии и переливающейся всеми цветами радуги колорит. Воскресли цветные скульптуры, картины, выполненные на манер барельефов, но не обладающие свежестью, характерной для античного мира или эпохи раннего Возрождения. В прикладном искусстве родились методы, позволявшие фабричным способом изготовлять имитации шедевров эпохи цехового ремесла: старинные золотые изделия, деревянную скульптуру, инкрустации ... Но во всем этом чувствовалась подделка, все это было дешево и изготовлялось конвейерным способом. На предметах искусства, подражающих образцам Ренессанса, барокко и даже Эллады и Египта, вдруг бросалось в глаза фабричное клеймо, говорящее о том, что все это лишь преходящий отблеск ... Изобилие новых материалов, технологических процессов и методов приводит художников и мастеров прикладного искусства к забвению истинной сущности художественного произведения. Формы, украшения, пышность, внешняя оболочка заслоняют от них содержание, которое иногда совершенно мельчает.
Стиль «модерн», конечно, не остался и не мог остаться лишь достоянием Мюнхена. В Вене группу, стремящуюся к стилю «модерн» создает Густав Климт; в Берлине приверженцев нового стиля группируют вокруг себя Либерман и Шлевогт. Само собой разумеется, в области искусства, как и во всех других областях человеческой деятельности, обобщения недопустимы. В числе последователей нового стиля были подлинные таланты, яркие личности. Но и они не были способны изменить сущности стиля «модерн». Засыхающее, теряющее свои жизненные соки дерево культуры не могут воскресить украшения и искусственные цветы; ничто не может остановить упадок.