Клаудио Монтеверди
Глава №4 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюМарк Антонио Инженьери (1545—1592), бывший учитель Монтеверди, передал ему все знания, необходимые для великого композитора в XVI веке: тонкое искусство владения голосами, глубокую науку просодии священного глагола, каноны палестринской гармонии, словом, все ставшие уже традиционными предписания искусства полифонии. Но пылкий и прилежный гений Клаудио Монтеверди искал новые и новые предметы для изучения, благодаря чему он стал также искусным певцом и скрипачом.
В 1590 году он служит певцом и скрипачом-виртуозом при дворе герцога Мантуанского. Очевидно, для знатного вельможи он представлял нечто большее, чем просто придворный музыкант, ибо герцог берет Монтеверди с собой даже в путешествия. В 1601 году он уже выполняет обязанности дирижера.
Два десятилетия, проведенные в Мантуе, были плодотворной эпохой в жизни великого музыканта. В это время он создает пять главных сборников мадригалов (1587, 1590, 1592, 1603, 1605 гг.); в ходе своей работы в Мантуе он знакомится с революционерами в области музыки того столетия Маренцио и Джезуальдо ди Веноза, которые в качестве поборников хроматической школы удивляют своих слушателей самыми смелыми звуковыми переходами, поразительной свободной гармонии.
Один из консервативных критиков той эпохи, Артузи, резко осуждает увлечения так называемой «современной музыкой», при этом он не щадит и Клаудио Монтеверди.
Монтеверди не сторонится и влияния флорентийцев. Когда же его хозяин, герцог Винченцо, воодушевленный успехом музыкальных представлений, требует от Монтеверди создания музыкальной драмы, маэстро удовлетворяет желание своего сиятельного хозяина и обогащает достижения Пери и Каччини совершенно новыми элементами. Вместо stile rappresentativo, вместо вечного речитатива флорентийцев он заставляет звучать ариозо, которое, правда, еще не обладает закругленными формами, но уже поднимается над напевной речью. В противоположность более утонченному звучанию инструментов, характерному для мастера камераты, он вводит богатую, мощную оркестровку.
Здесь уместно будет сравнить инструментовку, выполненную двумя значительными мастерами этого столетия: Кавальери и Монтеверди. Вот как выглядит оркестр, предназначенный Кавальери для оратории «Действо души и тела» («La Rappresentazione di anima e di corpo»), 1600.
- 1 цимбал (древняя форма клавишного инструмента),
- 1 двойная лира (ныне уже не употребляемый смычковый инструмент),
- 2 флейты,
- 1 скрипка.
Теперь рассмотрим инструменты в «Орфее» Монтеверди:
\1. Шипковые и клавишные инструменты:
- 2 цимбала,
- 1 двойная арфа,
- 2 басовые лютни,
- 3 портативных органа (переносный инструмент).
\2. Смычковые инструменты:
- 2 «французские» скрипки, 10 виол (по существу альт),
- 3 басовых гамби (похожа на нашу виолончель),
- 2 контрабасные виолы (родственна нашему контрабасу).
\3. Духовые инструменты:
- 1 кларино (труба высокого тона),
- 3 трубы,
- 2 корнета (деревянный духовой инструмент),
- 1 флаутино,
- 4 фанфары.
Первая же попытка Монтеверди в области «музыкальной драмы» удалась блестяще. Написанная по либретто Алессандро Стриджо музыкальная драма «Орфей» впервые была показана 24 февраля 1607 года, и публика, то есть двор герцога Мантуанского, была очарована первыми же звуками. В «Орфее» соединяются суровая драматическая сила, нежная лирика, тонкая разработка ритма и богатство мелодии. Успех произведения характеризуется тем фактом, что в 1609 и в 1615 годах оно уже было опубликовано как печатное издание.
Через год после премьеры «Орфея» Монтеверди показывает публике свое новое произведение, «Ариадна», написанное на текст Ринуччини. Из материала оперы сохранились лишь изданные в 1608 году либретто и небольшой музыкальный отрывок, широко известный как «Жалоба Ариадны».
1613 год явился поворотным пунктом в жизни Клаудио Монтеверди: его назначают регентом собора св. Марка в Венеции. Огромное количество работы, свалившееся на него, лишь подстегивает его творческий порыв. Из-под его пера выходят новые сборники мадригалов, затем он пишет балет для своего родного города Мантуи («Тирси и Клори», 1616 г.), музыку к религиозному представлению «Магдалина» (1617), продолжает обогащать список своих опер такими произведениями как «Диана и Эндимион», «Андромеда», «Проделки Пацца Ликори» (1627). Две последние оперы остались незаконченными, зато была полностью завершена «Битва Танкреда и Клоринды» (1624), одно из наиболее характерных творений великого маэстро. Центральную роль в «Битве Танкреда и Клоринды» играет ведущий, речитативом повествующий об одном из увлекательных рыцарских приключений из поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим». Два певца исполняют партии главных героев. Танкред и Клоринда, влюбленная пара, не узнав друг друга под опущенными забралами рыцарских шлемов, вступают в жестокую схватку друг с другом, в которой Танкред смертельно ранит Клоринду. Когда же из-под забрала рыцарского шлема Танкред, наконец, видит лицо обожаемой дамы, ему, хотя он и невиновен в убийстве, поскольку он обнажил меч во имя освобождения Иерусалима, остается только одно: спасти душу Клоринды во имя веры и Спасителя.
История музыки сохранила довольно много произведений Монтеверди, среди них, например, написанную на текст Строцци оперу «Похищенная Прозерпина» (1630). Вместительные оперные театры Венеции, открытые по билетам для широкой публики, ставили на сцене кроме «Прозерпины» оперы «Адона» (1639), «Брак Энея и Лавинии», «Возвращение Улисса» (1641) и «Коронацию Поппеи» (1642).