Опера Клаудио Монтеверди «Орфей»
12.01.2011 в 15:58.Музыкальная сказка К. Монтеверди в пяти действиях с прологом; либретто А. Стриджо-младшего.
Первая постановка: Мантуя, герцогскии дворец, зал Академии, февраль-март 1607 года.
Действующие лица:
Музыка (в прологе, меццо-сопрано), Орфей (тенор), Эвридика (сопрано), Вестница, нимфа Сильвия (сопрано), Надежда (меццо-сопрано), Харон (бас), Прозерпина (контральто или меццо-сопрано), Плутон (бас), нимфа Эхо (сопрано), пастух (тенор), нимфы, пастухи, адские духи, вакханки.
Пролог
Музыка приветствует семейство Гонзага, прославляет действие своего искусства на души людей и вводит в историю Орфея, пение которого обладало магической силой, укрощало диких зверей и адских духов («Io la Musica son»; «Я — музыка»).
Действие первое
Пастух рассказывает о том, как после долгого ожидания Орфей добился наконец руки Эвридики («In questo lieto e fortunato giorno»; «В этот счастливый и радостный день»). Начинается танец пастухов и нимф («Lasciate i monti»; «Покинем холмы»), к которым присоединяются также Орфей («Rosa del ciel»; «Роза небес») и Эвридика («1о non diro qual sia»; «Не скажу о том...»), завершаемый приветственным гимном супругам («Vieni, Imeneo»; «Приди, Гименей»).
Действие второе
Орфей воспевает свое счастье и вспоминает время, когда Эвридика не отвечала на его любовь («Vi ricorda, о boschi ombrosi»; «Вы помните, тенистые рощи»). Но вот появляется нимфа Сильвия и приносит весть о внезапной смерти Эвридики от укуса змеи («In un fiorito prato»; «На цветущем лугу»). Потрясенный Орфей хочет разжалобить своим пением адских духов («Tu sei morta, mia vita»; «Ты мертва, жизнь моя»). Пастухи и нимфы разделяют его скорбь («Ahi, caso acerbo!»; «Увы, жестокая судьба!»).
Действие третье
На берег Стикса приходят Орфей и Надежда, которая затем покидает певца («Ессо l'atra palude»; «Вот мрачное болото»). Перевозчик Харон не соглашается перевезти Орфея на другой берег («Or tu ch'innanzi morte a queste rive»; «Тебе не место на этих берегах»). Певец умоляет его («Possente spirto»; «Могущественный дух»), приходит в отчаяние («Ahi sventurato amante»; «Увы мне, несчастному влюбленному»). Наконец Харон засыпает под звуки его песен, и Орфей переправляется на другой берег Стикса. Адские духи восклицают: «Никакое деяние человека не тщетно».
Действие четвертое
Прозерпина умоляет своего мужа, Царя Аида Плутона, вернуть Эвридику певцу («Signor, quell'infelice»; «Господин мой, этот несчастный»). Плутон соглашается («Benche severo ed immutabil fato»; «Хотя суровая и непреклонная судьба»), но с условием, что Орфей выведет жену из Аида, не глядя на нее. Духи радостно приветствуют решение властелина («Pietade, oggi, e amore»; «Ныне милость и любовь»).
Орфей отправляется в путь («Qual onor di te fia degno»; «Какая честь тебя достойна»), сопровождаемый Эвридикой. Однако охваченный сомнениями и встревоженный внезапным шумом, он оборачивается к жене, и Эвридика исчезает во тьме («Ahi, vista troppo dolce e troppo amara»; «Ах, слишком сладостное и горестное видение»). Таинственная сила выносит Орфея к свету («Dove t'en vai, mia vita?»; «Куда ты уходишь, жизнь моя?»). Духи сокрушенно комментируют происшедшее («Е la virtute un raggio»; «Доблесть как луч»).
Действие пятое
Орфей бродит по родным местам. На его скорбь («Questi i campi di Tracia»; «Эти луга Фракии») отзываются нимфа Эхо, рощи и леса. Орфей проклинает женщин и клянется, что ни одна не тронет его сердца. С неба спускается Аполлон, даруя певцу бессмертие. Когда они возносятся на небо, хор завершает оперу мореской («Vanne Orfeo, felice appieno»; «Ступай, Орфей, вкусить полное блаженство»).
Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)
Произведение Монтеверди поражает проникновенностью музыки, ее выразительностью, удивительной для сочинения начала 17 в. Это самый ранний образец (за исключением «Эвридики» Пери) оперного искусства, сохранивший значимость до наших дней. В СССР звучала в концертном исполнении. Существует в различных редакциях (Малипьеро, Орфа, Хиндемита). Заглавную партию поручают также баритону. Среди современных постановок можно отметить цюрихский спектакль 1975 (дир. Арнонкур, реж. Поннель).
Дискография: CD — Archiv Production. Дир. Гардинер, Орфей (Ролф-Джонсон), Эвридика (Бэрд), Вестница (фон Оттер), Харон (Томлинсон), Плутон (Уайт), Прозерпина (Монтегю).
Е. Цодоков
Публикации
- Услышать Орфея — увидеть музыку! (belcanto.ru) (09.11.2018 в 12:43)
- Премьера «Орфея» Глюка в Камерном музыкальном театре (operanews.ru) (26.12.2016 в 20:07)
- Античность в опере (operanews.ru) (16.02.2015 в 23:12)
- «Орфей» Монтеверди, хиппи и «Черный квадрат» (operanews.ru) (18.08.2014 в 15:43)
- На спектаклях в берлинской «Комише Опер» (operanews.ru) (10.11.2013 в 21:07)
- Монтеверди и Глюк в мадридском Театре Реал (belcanto.ru) (24.07.2008 в 15:27)
- «Калисто» Кавалли и «Орфей» Монтеверди (belcanto.ru) (02.06.2008 в 13:21)