Опера Рихарда Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры»

12.01.2011 в 09:07.
Опера Рихарда Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры»

«Нюрнбергские мейстерзингеры» (нем. Die Meistersinger von Nürnberg) — опера Рихарда Вагнера в 3 действиях (4 картинах), либретто композитора.

Премьера: Мюнхен, Придворный театр, 21 июня 1868 года.

Действующие лица:

мейстерзингеры: Ганс Сакс, башмачник (бас), Фейт Погнер, золотых дел мастер (бас), Кунц Фогельзанг, скорняк (тенор), Конрад Нахтигаль, жестянщик (бас), Сикст Бекмессер, городской писарь (бас), Фриц Котнер, пекарь (бас), Бальтазар Цорн, оловянных дел мастер (тенор), Ульрих Эйслингер, торговец пряностями (тенор), Августин Мозер, портной (тенор), Герман Ортель, мыловар (бас), Ганс Шварц, чулочник (бас), Гарс Фольц, медник (бас); Вальтер Штольцинг, молодой франконский рыцарь (тенор), Давид, ученик Сакса (тенор), Ева, дочь Погнера (сопрано), Магдалена, кормилица Евы (сопрано), ночной сторож (бас). Горожане, горожанки, подмастерья, ученики, народ.

Действие происходит в Нюрнберге в середине XVI века.

Действие первое. Церковь св. Екатерины, конец вечерни. Молодой франконский рыцарь Вальтер фон Штольцинг, гостящий в доме богатого ювелира Погнера, пытается объясниться с его дочерью Евой. За девушку отвечает ее кормилица Магдалена: та обещана в жены победителю в состязании певцов. Ева признается, что влюбилась в рыцаря с первого взгляда. Магдалена советует ему изучить искусство мейстерзингеров: пусть Давид, ученик великого Ганса Сакса, расскажет ему об этой сложной материи («Mein Herr! Der Singer Meisterschlag»; «Мой рыцарь! В пенье мастерства нельзя достигнуть в день один»). Появляются мастера; Вальтер хочет держать экзамен, хотя учился он пению только у природы, у весны («Am stillen Herd in Winterzeit»; «Когда дремал под снегом лес»). Согласно правилам он должен исполнить импровизированную песню. Бекмессер, немолодой претендент на руку Евы, становится «метчиком», то есть должен отмечать ошибки испытуемого. Вальтер поет песню о весне («So rief der Lenz in der Wald»; «В лесной тиши прозвучал весны призывный клич»). Мастерам она не нравится. Бекмессер показывает доску, испещренную пометками. Только Ганс Сакс пытается защитить Вальтера, но все напрасно.

Действие второе. Летний вечер. Группа учеников насмехается над Давидом, ухаживающим за Магдаленой. Ева и ее отец беседуют о будущем состязании. Погнер надеется на счастье дочери. Ева пытается разузнать у соседа Сакса о Вальтере. Сапожник работает перед домом, вспоминая песню Вальтера («Was duftet doch der Flieder»; «Сирень моя в истоме»). К нему подходит Ева; она лукаво намекает Саксу, что предпочла бы выйти замуж за него, а не за Бекмессера. Сакс глубоко взволнован, так как неравнодушен к девушке. Но затем Ева, которой кажется, что Сакс враждебно настроен по отношению к Вальтеру, выдает свои чувства. Немного погодя она встречает Вальтера, который предлагает ей бежать. Спускается ночь. Появляется Бекмессер и, сослепу не разобравшись, обращает свою серенаду к Магдалене. Сакс подсмеивается над его ошибками, отмечая их ударами молотка. Бекмессер окончательно сбит с толку («Den Tag seh'ich erscheinen»; «День счастья уж приходит»). Давид, приревновав Магдалену, набрасывается на певца. На шум сбегаются соседи, и начинается драка. Но, услышав Рог ночного сторожа, все расходятся, и площадь пустеет.

Действие третье. Часть первая. В доме Сакса. Башмачник погружен в раздумья («Wahn! Wahn!»; «Жизнь — сон»). Входит Вальтер и поет ему песню о любовном сне. Ганс помогает рыцарю записать текст и дает советы по усовершенствованию мастерства. Появляется Бекмессер, весь помятый после ночной потасовки. Увидев текст песни, он дрожит при мысли, что Сакс будет его соперником на состязании. Но Ганс успокаивает его и дарит ему песню. Приходит Ева, и Вальтер поет куплет новой песни, сочиненной под руководством Сакса. Ева благодарна великодушному Саксу и просит его остаться ее другом: сцена завершается квинтетом Евы, Вальтера, Сакса, Давида и Магдалены («Selig, wie die Sonne meines Gliickes lacht»; «Яркий луч светила будит сна покой»).

Часть вторая. Поляна близ Нюрнберга, на берегу реки. Все ждут начала состязания. С разноцветными флагами прибывают мастера различных цехов. Сакс встречен всеобщим восторгом, собравшиеся поют сочиненный им хорал («Wacht auf, es nahet gen dem Tag»; «Проснись! День светлый настает»). На состязании первым выступает Бекмессер, но его путаное исполнение вызывает насмешки («Morgen ich leuchte in rosigem Schein»; «Розовым утром жалел сводню бес»). Затем наступает черед Вальтера («Morgenlich leuchtend in rosigem Schein»; «Розовым утром алел свод небес»), и его песня приводит толпу в восторг. Ева бросается к нему, они становятся на колени перед Погнером, и тот благословляет их. Сакс восхваляет «священное немецкое искусство» («Verachtet mir die Meister nicht»; «Почтенье к мастерам, мой друг!»).

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)


Весной 1845 года Рихард Вагнер закончил оперу «Тангейзер», одним из главных событий которой было состязание певцов в Вартбурге. Завершив эту серьезную трагедийную оперу, композитор отправляется на курорт в Богемию. Здесь, отдыхая после трудов праведных, он — по его словам — «почувствовал себя легко и весело настроенным»… да и вообще композитор считал, что его характеру «присуща веселость» — может, в это и трудно поверить, учитывая любимые им сюжеты мрачных легенд. Между тем, друзья не раз советовали ему написать комическую оперу — немецкая публика любила такие произведения, это обеспечило бы успех… А почему бы и нет? Р. Вагнер вспоминает о традициях античного театра, где за трагедией всегда следовала комедия — так рождается замысел комической оперы, сюжет которой стал бы своеобразным юмористическим преломлением «Тангейзера».

Источником вдохновения при создании оперы, получившей заглавие «Нюрнбергские мейстерзингеры», вновь послужила старинная немецкая литература — в частности, нюрнбергская хроника конца XVII века, излагающая средневековые правила различных цехов, в том числе и мастеров пения. Если в «Тангейзере» действующими лицами были миннезингеры — «певцы любви», принадлежавшие к рыцарскому сословию — то здесь внимание автора привлекают мейстерзингеры — поэты, принадлежавшие к бюргерской, ремесленно-цеховой среде. Впрочем, есть в опере и рыцарь — Вальтер фон Штольцинг, которому в певческом братстве «мастеров пения» отнюдь не рады (подобно тому, как Тангейзер пришелся не ко двору в Вартбурге). Главной идеей оперы становится столкновение двух начал — вдохновенного искусства, олицетворяемого образом Вальтера, и «мертвой» рутины, стремящейся искусство захватить, воплощенной в сатирическом образе городского писаря Сикста Бекмессера. Последний досконально знает правила и злорадно фиксирует на грифельной доске каждое отступление от них, допущенное певцом, но сам Бекмессер не способен создать ничего впечатляющего — и потому не может тронуть женское сердце. Присутствует в опере и образ широко мыслящего критика — в лице Ганса Сакса.

Первоначально опера «Нюрнбергские мейстерзингеры» задумывалась как небольшая — длящаяся всего полчаса — интермедия для «Тангейзера», но этот замысел Р. Вагнер так и не осуществил. Лишь к концу 1861 года композитор вернулся к отложенному замыслу, и на этот раз реализовал его не в качестве короткой интермедии, а как совершенно самостоятельную оперу в трех актах, длящуюся более четырех часов без учета антрактов. Были внесены некоторые изменения в первоначальный план сюжета — в особенности это касается образа башмачника Ганса Сакса, который поначалу не мыслился однозначно положительным персонажем.

Опера «Нюрнбергские мейстерзингеры» занимает в творчестве Р. Вагнера особое место — и не только потому, что выделяется своим комедийным сюжетом среди его трагических произведений. Если в других операх — например, в «Тристане и Изольде», которую композитор завершил незадолго до этой — Р. Вагнер всегда стремился к преодолению номерной структуры, то здесь он обращается к закругленным формам. К этому располагал сюжет, требовавший обращения к народно-песенной стихии, которая представлена в этом произведении очень широко — как никогда более у Р. Вагнера.

Вместе с тем, в опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» присутствуют черты, характерные для зрелого Р. Вагнера. Завершенность песенных форм органично сочетается со сквозным развитием. Присутствует в опере и система лейтмотивов. Девять важнейших из них присутствуют в увертюре, которую композитор скромно озаглавил Vorspiel (прелюдия). В ходе развития темы предстают в разных сочетаниях — в частности, в репризе тема Вальтера контрапунктически совмещается с двумя темами, характеризующими в опере искусство мейстерзанга, тем самым утверждается идея нераздельности мастерства и вдохновения.

Народно-песенная стихия в опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» полнее всего проявляется в трех песнях Вальтера в первом и третьем актах, а также в двух песнях Ганса Сакса во втором действии. Эти персонажи наделены особенно разносторонними и интересными музыкальными характеристиками. В образе Вальтера преобладает лирическое начало, Сакс предстает мудрым мыслителем, в уста которого вложен монолог о несправедливости мира.

Над оперой «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнер трудился достаточно долго: начав работу над нею в 1861 году, он завершил произведение лишь в 1867. В июне 1868 года в Придворном театре в Мюнхене состоялось первое исполнение оперы.

Как правило, говоря о творчестве Р. Вагнера, на первое место ставят «Кольцо нибелунга», «Тристана и Изольду», «Лоэнргина» — опера «Нюрнбергские мейстерзингеры» остается в тени. Между тем, польский пианист И. Я. Падеревский назвал ее «величайшим творением из созданных гениями всех времен и народов»… Так или иначе, опера прочно заняла место в репертуаре — и, несомненно, принадлежит к числу лучших творений Р. Вагнера.

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова