Мейстерзингеры

Глава №60 книги «Путеводитель по операм — 1»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Откуда произошел этот специфически немецкий жанр средневековой поэзии — «мейстерзанг», определить теперь трудно. Вероятно, поэзия средневековых трубадуров (Прованс и Франция), троваторов и тробадоров (Италия и Испания), а также миннезингеров (Германия) вдохновляла представителей духовной жизни развивающейся городской буржуазии. Перечисленные выше певцы происходили из высших слоев Прованса, Франции, Италии, Испании и Германии. Среди странствующих поэтов встречались рыцари, маркграфы, князья и даже короли. Буржуазным двойником этой поэзии, родившимся с опозданием на несколько веков, и была поэзия мейстерзингеров. Это специфически городское искусство возникло и расцвело в мастерских ремесленников, в промышленных районах города, опоясывавших своего защитника — укрепленный замок.

Довольно рано сложились строгие формы «мейстерзанга». Мейстерзингеры, в свободные от работы часы писавшие стихи и музыку к ним и даже сами исполнявшие свои произведения, объединялись в цех, для стихов и мелодий, родившихся в их мастерских, была создана «колодка» строгих законов, жестких форм, которых певцы должны были придерживаться. Эти нормы, называемые «табулатурой», написанные на большой доске, выставлялись в школе певцов. Избранные контролеры — «метчики» — следили за тем, чтобы правила соблюдались и во время певческих состязаний. Метчик отмечал на доске малейшие отклонения от формы, тщательно следя за тем, чтобы композиция «мейстерзанга», количество и длина строк и строф соответствовали предписаниям. Таким образом вскоре образовалась застывшая традиция, закрывавшая доступ в цех мейстерзингеров тем, кто хотя бы на волосок отступал от правил. Мейстерзанг стал таким же ремеслом, как ремесло башмачника или пекаря, ревниво оберегаемой привилегией ремесленников. В более поздний период неправильно понимаемая, но, однако, вытекающая из любви к красоте нетерпимость, поддерживала замкнутость цеха поэтов.

Чтобы стать членом этого замкнутого круга, кандидату надо было пройти несколько все более усложнявшихся испытаний. Сначала давалось звание подмастерья мейстерзингера. Затем, когда претендент уже умел пропеть несколько строф в соответствии с предписанными правилами, он получал звание певца. Если он мог написать стихи на чужую мелодию, то становился признанным поэтом, и, наконец, если умел сочинять и стихи, и музыку, соответствовавшие правилам и снискавшие одобрение цеха, то ему присуждалось звание мастера.

Эти испытания, а также занятия школы певцов происходили в соборе св. Екатерины или на лугах, расстилавшихся рядом с городом — Фествизе и Бюргервизе (праздничный луг и луг бюргеров). Члены цеха мейстерзингеров носили на шее золотую цепь, а победители певческих соревнований награждались лавровым венком.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова