История создания оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры»
Глава №62 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюСтихотворное либретто «Нюрнбергских мейстерзингеров» было написано Вагнером в январе 1862 года в одном из скромных парижских отелей, а работа над музыкой продолжалась в Бибрихе, на берегу Рейна, в тяжелые, полные испытаний дни. На премьере переработанного для парижской сцены «Тангейзера» задававшие тон круги устроили скандал, окончившийся провалом оперы. Отягощенный долгами Вагнер бежит из Парижа. Все считают его побежденным и поверженным в отчаяние. Но в эти мрачные дни он создает как раз свое самое жизнерадостное, одно из самых глубоких по смыслу произведений — оперу «Нюрнбергские мейстерзингеры», которое жена Вагнера, Козима, называет «великим примирением с жизнью».
Вагнеру была известна опера Лорцинга (1801—1857) «Ганс Сакс» и одноименная драма Дейнхардштейна, которую хранит от забвения написанный Гете пролог. Таким образом, Вагнер знал своих предшественников, и поэта, и композитора, уже выведших на сцену Ганса Сакса и мейстерзингеров древнего Нюрнберга. Однако он представляет нам членов этого певческого цеха в совсем другом освещении, чем его предшественники. В «Нюрнбергских мейстерзингерах» он разоблачает и клеймит мелочных критиков искусства, «педантов», лжеученых и лжехудожников, понимающих в лучшем случае лишь холодные, безжизненные формы, но не имеющих ничего общего с сущностью, душой и содержанием искусства. В лице старых, твердолобых бюргеров-мейстерзингеров Вагнер показывает создателей пустых, бессмысленных правил искусства. Это в первую очередь завистливый, коварный Бекмессер, который во что бы то ни стало стремится препятствовать молодым талантам, настоящим поэтическим голосам.
Вагнеровские мейстерзингеры действительно считают поэзию ремеслом, и цеховая спесь порождает у них зазнайство. Они ревниво оберегают свой цех от проникновения в него талантливых новичков, питают отвращение ко всему новому, ибо сами не способны ни на новшества, ни на прогресс. В «Мейстерзингерах» Вагнер зло высмеивает затхлую и инертную музыкальную клику, толкущуюся на одном месте. Мастера, в которых современники узнавали многих известных в то время, обладающих властью музыкантов, считали себя «наместниками» в искусстве, непогрешимыми судьями, приговор которых безапелляционен, и или дарит успех, или осуждает на провал.
«Нюрнбергские мейстерзингеры» — сатира, в которой Вагнер подчеркивает противоречие между гением и отсталым ремесленником от искусства. В этом шедевре сливаются воедино юмор и нежная любовная лирика, торжествующая радость юности и чувство мужественного самоотречения. Ганс Сакс сплавляет в своих творениях знание жизни и гениальность поэта, вдохновение и незыблемые традиции, форму и содержание. И в то же время он олицетворение настоящего человека, любящего и понимающего людей, помогающего молодежи в ее борьбе за свое будущее. Его цель — помочь людям жить в мире и добиваться того, чтоб на земле было как можно больше счастья.