Марш

12.01.2011 в 15:37.

Одна из книг Кабалевского называется «Про трех китов и про многое другое». О третьем из китов, на которых, по мысли автора, держится музыка, в книге рассказано так:

«Вот физкультурники перед началом соревнований идут по стадиону в легких спортивных костюмах, с огромными развевающимися по ветру знаменами - белыми, голубыми, зелеными, красными...

Вот идет по улице воинская часть. Четко держат солдаты шаг. Идут, как один, твердой, бодрой походкой... А впереди - украшенный конскими хвостами и колокольчиками - бунчук, который, двигаясь перед глазами музыкантов то вверх, то вниз в такт музыке, заменяет в походе дирижерскую палочку...

А вот совсем маленькие ребятишки - дошкольники ходят по большой комнате, вооружившись красными флажками. Вид у них такой торжественный, будто они участвуют в самом «взаправдашнем» первомайском параде. А за пианино сидит их воспитательница...

Вы, конечно, уже приготовили свой ответ. Мне даже кажется, будто все вместе, по-военному четко и стройно, вы сейчас отчеканите это короткое и само по себе чеканное слово: марш!»

А через несколько страниц Кабалевский продолжает: «... Еще совсем маленькие октябрята очень любят маршировать под музыку - не меньше, чем песни петь и пляски какие-нибудь отплясывать. А уж о пионерах и говорить нечего - горн и барабан, играющие марш, так же дороги им, как и алый галстук на груди.

С маршами - бодрыми походными, веселыми, праздничными, а порой, увы, печальными, траурными - связаны многие, очень многие события в жизни каждого человека, в жизни огромных масс людей».

Что же такое марш? Французское marche означает в переводе - ходьба. В музыке так называются пьесы, написанные в четком, энергичном ритме, под который удобно идти в строю. Хотя марши отличаются друг от друга мелодией, характером и содержанием, объединяет их одно: марш пишется всегда в четном размере - на две или четыре четверти, чтобы идущие не сбивались с ноги. Правда, бывают редкие исключения из этого правила. Песня А. В. Александрова «Священная война», написанная на стихи В. И. Лебедева-Кумача в самом начале Великой Отечественной войны, - трехдольная. Но это - самый настоящий марш - мужественный, суровый и грозный. Под его звуки уходили на фронт солдаты.

Ну, а «настоящих» маршей вы, конечно, знаете великое множество. И тех, что написаны для движения под них, и тех, что входят в крупные произведения - оперы, симфонии, оратории, сонаты. Очень известны марши из оперы Гуно «Фауст», из «Аиды» Верди, марш Черномора из «Руслана и Людмилы» Глинки. Марш звучит в третьей части Шестой симфонии Чайковского и в финале Пятой симфонии Бетховена. Траурными маршами являются медленные части Третьей симфонии Бетховена, его же фортепианной сонаты No 12 соч. 26, фортепианной сонаты си-бемоль минор Шопена. Много маршей встречается среди детских пьес для фортепиано. Например, в «Детском альбоме» Чайковского есть и траурный марш - «Похороны куклы» и «Марш деревянных солдатиков».

Часто в характере и ритме марша пишутся песни. В той же своей книге Кабалевский, по аналогии с «королем вальса» Иоганном Штраусом, называет королем маршей Исаака Осиповича Дунаевского и перечисляет написанные им песни-марши: «Марш энтузиастов», «Марш физкультурников», «Марш юннатов», «Весенний марш», «Спортивный марш», «Марш трактористов», «Марш краснофлотцев», «Марш артиллеристов»...

Л. В. Михеева


Он любим, узнаваем, жизненно необходим. Он был, есть и будет — у разных народов, при различных общественных строях и уровнях цивилизации. Французское слово marche означает «ходьба», «шествие», «движение вперед». Общее понятие «марш» — это способ строго размеренной ходьбы в строю, а также организованное передвижение войск. Оно может включать, а может и не включать музыкальное оформление. Однако музыка, сопровождающая организованное шествие людей, восприняла это общее название, ставшее обозначением музыкального жанра.

Поскольку марш связан с ходьбой, а ходьба имеет четный ритм, то и ритм марша (главный его признак) всегда четный: 2/4, 4/4 и т. д. Музыка обладает свойством облегчать человеку однообразные физические движения. Не случайно в древности возникли трудовые песни, а сейчас существует производственная музыка. Каждый знает, насколько легче труд под ритмичную музыку. (Видимо, это связано с регулировкой дыхания и биоритмов.) Настолько же легче и ходьба под звуки марша, тем более что длительные военные походы и переходы требуют огромных физических усилий.

Поскольку массовые шествия людей организуются по разным поводам, существуют и разные типы маршей. Среди одних только военных маршей есть походные, строевые, встречные, а разновидностями строевых являются колонный и фанфарный. Особый вид марша — похоронный или траурный. Его узнает любой. Ему подвластны эмоции каждого человека. Наконец, есть марши парадные, праздничные, церемониальные, физкультурные, молодежные, пионерские, марши людей разных профессий и т. д.

Марш занимает столь большое место в жизни человека, что его интонации как символы определенных жизненных ситуаций глубоко вошли в самую материю музыки — классической, песенной, популярной, всегда в ней узнаются и воздействуют на ее настроение.

Марши занимают важное место и в профессиональной музыке. Их создают как самостоятельные пьесы (таких маршей много у В. А. Моцарта, Ф. Шуберта) и чаще — как отдельные части или фрагменты опер, балетов, циклических инструментальных сочинений: сонат, сюит и др. Несколько любимых маршей назовет каждый. Наверняка это будет «Свадебный марш» Ф. Мендельсона из музыки к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», марш из оперы Дж. Верди «Аида», песни-марши И. О. Дунаевского и др.

М. Г. Рыцарева

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова