Инструментальная культура крепостных оркестров
Глава №4 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюНаряду с русской народной хоровой песней исключительное значение имеют своеобразная интонация и стиль крепостных оркестров. В XVIII веке многие богатые аристократы держали крепостные оркестры, а особенно одаренных крепостных музыкантов даже иногда посылали учиться за границу. За одно столетие русские музыканты, вышедшие из крепостных оркестров, делают такие успехи, что вскоре смело соперничают с итальянскими, немецкими и французскими музыкантами. Ядро крепостного оркестра составляли струнные инструменты. Затем струнный оркестр постепенно усложняется и в XVIII—XIX веках крепостные оркестры играют не только на танцевальных вечерах и свадьбах, но уже сливаются с крепостным театром, на сцене которого появляются предвестники русской оперы, музыкальной комедии и балета. Постепенно, в результате многосторонней деятельности русских крепостных оркестров, их специфические традиции объединяются с традициями западных симфонических оркестров.